Архив раздела Защитись сам




 

Как бы не "кинули"

Подписанный с новым партнером договор с юридической точки зрения безупречен. Условия выгодны чрезвычайно. Остается лишь заплатить деньги. Но достаточно ли юридических гарантий?

Надежный способ потерять миллион.

Один крупный московский предприниматель получил от малоизвестного инвестиционного фонда предложение поучаствовать в региональном проекте. Нужно было проинвестировать компанию, которая, по утверждению сотрудников фонда, уже имела развитую структуру, крепкие связи, выходы на региональную администрацию и т. п. От предпринимателя требовалось внести $1 млн, а через три месяца получить $2,5 млн. На размышления было дано два дня. Предприниматель, конечно, был заинтересован, но его смутили размеры обещанной прибыли. Он обратился в сыскную фирму.

Для глубокой проверки надежности компании сыскным агентствам требуется недели две. Этот проект был очень сложным, многоступенчатым, за два дня изучить его не было невозможно. Все, что можно было успеть, -- проверить личность генерального директора инвестиционной компании. Выяснили его домашний адрес, и вот здесь детективов ждал сюрприз: типичная хрущевка, грязный подъезд. Вместо инвестиционного банкира дверь открыл алкоголик без определенных занятий. Он рассказал, что однажды солидные господа предложили ему заработать. За 50 руб. он с радостью поставил подписи под документами в регистрационной палате и у нотариуса.

Предприниматель отказался от "выгодного" дела. А ведь на первый взгляд инвестиционная компания выглядела такой приличной: офис, например, не где-нибудь, а в "Рэдиссон-Славянской".

По словам президента охранно-сыскной ассоциации Lions Сергея Степнова, подобных случаев очень много. "Из всех поступающих к нам заказов на проверку фирм-контрагентов около 60% оказываются однодневками или более долговечными фирмами, но созданными специально для каких-то махинаций. И большинство из них зарегистрированы по краденым паспортам", -- сказал Степнов.

Его слова подтверждает генеральный директор компании "Глория Джинс" Владимир Мельников. Этой компании однажды пришлось стать жертвой подобного мошенничества. К счастью, был потерян лишь 1 млн руб. "Это очень серьезная проблема, -- говорит Мельников. -- В стране, где не действует закон, где не запрещено даже отмывание денег, подобный обман случается часто".

Цена уверенности в завтрашнем дне.

Некий завод находит поставщика сырья, который берет на 20% меньше, чем остальные. Какая экономия! Составлен грамотный договор. Деньги перечислены. Однако сырье на завод не поступает. "Бывают случаи, -- говорит Сергей Степнов, -- когда в процессе проверки выясняется, что учредители фирмы -- отпетые неудачники, завалили уже несколько проектов. Хотя тут нет никакого обмана, но ущерб абсолютно тот же".

Но даже если контрагент не просит предоплаты - это еще не повод расслабляться. Допустим, контракт сорван. Деньги целы, но компания не может выполнить обязательств перед важным клиентом. Он разочарован и больше не хочет иметь дела с этой фирмой. "Очень важно не забывать о таком риске, как конкуренты, -- подчеркивает технический директор информационно-консалтингового центра "Альтернатива-К" Владимир Минаев. -- Случаи, когда конкуренты устраивают подобные акции, нередки".

И все же компании далеко не всегда проверяют своих партнеров. "Людей губит эта наша русская безалаберность! " -- говорит президент охранно-сыскной корпорации "Инекс" Александр Мейтин.

Стоимость проверки, по словам Владимира Минаева из "Альтернативы-К", колеблется от $200 до десятков тысяч долларов и зависит от сложности задачи. В среднем проверка длится несколько недель и стоит $2000. Но во многих случаях глубокое исследование не нужно, а блицпроверка оценивается в $200-300 и занимает день-два.

Многое о компании может сказать одна только информация об учредителях. Достаточно сверить их имена с базами данных сыскных агентств, поговорить с экспертами МВД, чтобы выяснить, например, что один из учредителей - преступный авторитет. Дальнейшая проверка теряет смысл. Многое может рассказать о компании ее офис. Сделан ли ремонт в помещении? Как себя ведут сотрудники, как они одеты?

Хорошие результаты дает проверка открытых данных о компании. Например, по отчетам акционерных обществ можно установить размеры уставного фонда. Если он равен 10 000 руб., при этом у фирмы пять учредителей и только они являются акционерами, то дело нечисто. Можно собрать данные о прежних сделках партнера и т. п.

В некоторых сферах бизнеса, например в банках и инвестиционных компаниях, проверка партнеров - обязательная мера. "Наш бизнес стоит на том, чтобы знать своего контрагента, -- говорит директор финансового департамента инвестиционной группы "АТОН" Андрей Столяров. -- Перед тем как совершить сделку, мы открыто просим предъявить интересующую нас информацию. Если контрагент отказывается, то мы просто говорим "до свидания". Естественно, вся предоставленная контрагентом информация тщательно проверяется. "В любом уважающем себя банке есть подразделение, которое берет на себя проверку этой информации. Мы проверяем своих клиентов, в том числе и через официальные источники информации, такие, как МРП, Госкомстат, обращаемся в правоохранительные органы за официальной информацией, -- говорит председатель правления АКБ "Пробизнесбанк" Александр Железняк. -- Есть такая форма проверки, как проверка деловой репутации и частного лица, и корпоративного клиента на предмет его обязательств и взаимоотношений с другими клиентами". Деловую репутацию также проверить нетрудно. "Достаточно позвонить в партнерские фирмы. Деловая репутация не покупается -- она или есть, или ее нет", -- говорит Железняк.

Компромат как гарантия.

Иногда, чтобы подстраховаться, быть уверенным, что партнер не передумает выполнять контракт, предприниматели используют специфические методы. "При заключении серьезных сделок и контрактов большинство компаний занимаются сбором компрометирующих партнера материалов, - говорит топ-менеджер одной из крупных фирм, который попросил не называть его имени. -- Это действенное средство. Это делают все, несмотря на то что это противозаконно". В качестве компромата годятся сведения о финансовых нарушениях, о скрытых доходах, о личной жизни учредителей и топ-менеджеров компании-контрагента. Подобное досье может гарантировать выполнение обязательств не хуже, а может быть, и лучше, чем государство и закон.

Шпионить или не шпионить за партнером - это личное дело каждого предпринимателя, но, пока у нас есть банкиры, которые считают идиотами клиентов, доверивших их банку миллион, лучше собрать о контрагенте максимум информации. "Процедура проверки будущего партнера при подписании договора или совершении сделки должна быть для компании такой же естественной, как чистка зубов", -- считает Сергей Степнов из Lions. Генеральный директор ростовской компании "Глория Джинс" Владимир Мельников считает, что стабильные связи могут частично обезопасить предприятие. "Нормальная компания не должна часто менять партнеров. Можно сделать это один раз в год, если тщательно проверять партнера, -- говорит Мельников. -- Но постоянно менять их опасно. Это изматывает компанию". 

"Ведомости", 23.10.2000


В начало страницы


 


При любом использовании материалов сайта или их части в сети Интернет обязательна активная незакрытая для индексирования гиперссылка на www.aferizm.ru.
При воспроизведении материалов сайта в печатных изданиях обязательно указание на источник заимствования: Aferizm.ru.

Copyright © А. Захаров  2000-2017. Все права защищены. Последнее обновление: 06 ноября 2017 г.
Сайт в Сети с 21 июня 2000 года

SpyLOG Яндекс.Метрика   Openstat   HotLog