Аферы Подделки Криминал  Защитись сам Кредитная история Архив раздела "Защитись сам"




 

Богатые тоже клянчут

VIP-кредитование в России набирает обороты - бизнесмены готовы брать у банков сотни тысяч долларов на покупку картин и яхт

Ян Арт. Обозреватель журналов Профиль и BusinessWeek.
"BusinessWeek Россия", 2 октября 2006 года

Моего бывшего сокурсника, успешно подвизающегося на ниве рекламного бизнеса, отличает от Виктора Вексельберга многое - от марки автомобиля (если, конечно, олигарх не ездит на Huindai Sonata) до размеров состояния. Объединяет одно: любовь к яйцам. Но если Вексельберг купил яйца Фаберже, то моему сокурснику, у которого карманных денег поменьше, пришла на помощь служба одного из известных банков, организовав ему специальный кредит под залог самого приобретения. То есть яиц.

Миллион в хорошие руки

 

Займы на эксклюзивные автомобили, яхты, произведения искусства и недвижимость - основные направления кредитования VIP-заемщиков, предлагаемые в России. Известно, например, что специальные программы для покупки яхт, элитных автомобилей и ювелирных изделий имеют Связь-банк, Петрокоммерцбанк, Росбанк, Банк проектного финансирования (БПФ). Последний может помочь обзавестись собственным вертолетом, но это направление тормозится в том числе из-за проблем со страхованием. В свою очередь Банк Москвы, "Новый символ", Импэксбанк и Газпромбанк кредитуют приобретение предметов искусства.

В 2006 году несколько российских банков объявили о специальных программах займов для богатых - суммы здесь начинаются с $200 тыс. Но пока основное отличие VIP-кредитования от "обычного" заключается в размере ссуды. Как и при кредитах для массовки, от 30% до 50% стоимости предметов роскоши VIP-клиент оплачивает сам. На остальную сумму он должен предоставить залог в виде приобретаемого имущества, а возможно, и дополнительных ликвидных активов вроде особняка или поручительства "близкой" компании. То есть, как шутят на Западе, для того, чтобы получить большой кредит, нужно доказать, что ты в нем не нуждаешься в силу масштабов своего состояния.

Но в ответ банк готов предложить крупные суммы и, возможно, индивидуальный подход - ставки и сроки кредита определяются в процессе переговоров. Востребованность в подобных ссудах налицо: дилеры автомобильных и судостроительных компаний констатируют, что не менее 10% дорогих яхт и автомобилей состоятельные клиенты приобретают в кредит, и эта доля в последнее время растет. "Разумеется, VIP могут найти средства на дорогие товары, однако изъятие таких сумм из оборота своего бизнеса зачастую не всегда целесообразно и может обойтись намного дороже, чем выплаты по кредиту", - говорит Артем Оболенский, зампредправления СМП-банка.

Хансабанк пошел иным путем, решив не ограничивать VIP-заемщиков целевым назначением кредита. Новый продукт банка под названием "Красивая жизнь" подразумевает ссуду в размере $300 тыс. Вершиной "парада алле" VIP-предложений стало недавнее объявление банка "Зенит" о выдаче кредитов на неотложные нужды в размере до 1$ млн. До сих пор "неотложные нужды" в России оценивались скромнее: наиболее значительными на рынке потребкредитования были ссуды Ситибанка и Финансбанка до 600-700 тыс. рублей. Получается, что "Зенит" перекрыл рекорд в 30 раз. Одно "но": на практике кредиты на «красивую жизнь» выдают только под залог сопоставимого по цене ликвидного имущества заемщика и под гарантии поручителя - юрлица.

"Рублевский" кредит

По мнению аналитиков, не только движимое, но и недвижимое имущество может стать основой для дальнейшего развития VIP-кредитования. "Состоятельная прослойка - явление динамичное: сегодня в нашей стране значительное число людей в сжатые сроки радикально меняет уровень своей жизни, - отмечает Татьяна Захарова, руководитель аналитического портала Justnow.ru. - Возникает спрос на элитное жилье, который не всегда соответствует «наличным» возможностям человека". По мнению Захаровой, на рынке элитного жилья интерес к VIP-кредитам может быть значительно шире, чем при покупке автомобилей и судов.

В этой области отличия VIP-кредитования от обычной ипотеки также минимальны. По сути, разница только в сумме сделки. "Условия кредитования (процентные ставки, сроки и т.д.) на приобретение элитного жилья и по стандартным ипотечным схемам практически одинаковы, - констатирует Наталья Серебрякова, шеф отдела службы приват-банкинга Хансабанка. - Основной вопрос - в отборе клиентов, которым банк готов предоставить столь значительные суммы".

Программа "Элитное жилье" Хансабанка подразумевает ссуды в размере $500 тыс. и выше. Аналогичные условия - у Москоммерцбанка (программа "Коттедж – ипотека") и других банков.

Однако пока VIP-ипотека занимает скромное место в бизнесе банков, и ее объем не сравним с масштабами продаж на рынке эксклюзивного жилья. По словам Василия Белова, директора компании "Фосборн Хоум", большинство банков еще не готовы выйти на этот уровень: займы на суммы свыше $1 млн. остаются штучной работой. Всего, по оценке брокера, таких сделок в Москве заключается не более 30 в месяц. С крупными суммами по схеме ипотеки относительно активно работают Московский залоговый банк, "Славинвест" и ВТБ-24.

Заграница нам поможет

В сфере ипотеки банки стараются в буквальном смысле не преступать границы, именно поэтому "мертвым" направлением VIP-кредитования являются займы на приобретение недвижимости за рубежом. Причина в том, что классическая схема ипотеки подразумевает кредитование под залог приобретаемого жилья. "Это связано со сложностями работы нерезидентов на внешнем рынке, - говорит Татьяна Захарова. - Российские банки не хотят попасть в ловушку на разнице законодательства у нас и за рубежом или наткнуться на другие подводные камни". Одним из таких камней могут стать проблемы с изъятием заложенных "дворцов".

Поэтому всерьез говорить о рынке кредитования покупок недвижимости за границей не приходится. То есть вы можете получит кредит на квартиру в Париже, но только "живыми" деньгами, и если передадите в залог банку аналогичную по стоимости квартиру или дом в Москве. Подобные сделки единичны и осуществляются не на базе каких-то программ банка, а "вне форматов" - на уровне личных отношений клиента с банком и его топ-менеджерами или по рекомендации, поясняет Наталья Алымова, начальник управления маркетинга и развития банковских продуктов для физических лиц Райффайзенбанка.

Сегодня россиянам, приобретающим недвижимость за границей, проще оформить ипотеку непосредственно в той стране, где совершается покупка. Например, в Испании, Португалии, Франции или на Кипре россиянину не составит труда получить ипотечный займ. Сложнее, в Чехии, Венгрии, Болгарии и Италии, где возможности нерезидента жестко ограничены: здесь приобретение недвижимости осуществляется, как правило, на имя какой-либо компании. Практика получения россиянами ипотечных кредитов у зарубежных банков уже достаточно распространена. По оценке специалистов Столичного агентства недвижимости, в странах, не ограничивающих права резидентов в сделках с недвижимостью, доля квартир и домов, приобретаемых россиянами в кредит, составляет от 30% (во Франции) до 60-80% (в Испании, Португалии и на Кипре). В каждом десятом случае речь идет об элитных покупках - виллах или дорогих апартаментах.

Мой знакомый топ-менеджер IT-фирмы в этом году тоже задался целью обрести жилье за границей: что-то вроде «дачи на выезде». Выложить за дом наличными $250 тыс. было для него нереально, но проблему решило агентство недвижимости, "подобравшее вариант" в лице испанского банка. В общей сложности оформление документов заняло около двух месяцев - стандартный срок для ипотечной сделки в России.

Кому и зачем это нужно

Многие финансисты полагают, что VIP-кредитование в России натыкается на тот же "моральный барьер": состоятельным людям легче занять у партнеров по бизнесу, чем обращаться за кредитом в банк. Но желающих пользоваться банковскими средствами становится все больше.

Зачастую крупные банки не выделают VIP-кредиты в отдельные программы, а предлагают их в рамках Private-banking (индивидуальное комплексное обслуживание состоятельных клиентов). А некоторые средние банки относятся к VIP-кредитованию с большим энтузиазмом, нежели «монстры», и рассматривают это направление как одно из приоритетных в своей деятельности. Так, по оценке зампредправления БПФ Сергея Комиссарова, сейчас VIP-кредиты составляю 18% в портфеле потребкредитов банка, а топ-менеджмент намерен довести их долю до 50%. Вообще, VIP-кредитование дает банкам ряд преимуществ, например, повышается доходность операций за счет снижения их себестоимости. Несложно подсчитать, что шесть кредитов на приобретение Porshe в общей сумме около $1 млн. эквивалентны 167 займам на "жигули". Разница очевидна: при равном финансовом результате трудозатраты при кредитовании на покупку меньше в 30 раз.

Ряд аналитиков полагает, что VIP-кредитование всего лишь декорация для обеспечения большей свободы во взаимоотношениях банка с определенными клиентами. "Многие российские банки, несмотря на рекламу, адресованную населению, по-прежнему "заточены" под крупных клиентов, топ-менеджменту которых периодически нужно занимать средства для оперативных личных или бизнес-нужд", - говорит Михаил Смирнов, аналитик компании "Финист".

Некоторые эксперты все же настаивают на том, что VIP-программы не более чем пиар отдельных банков. "Мне кажется, что в России подобные проекты - лишь способ сделать дополнительное паблисити", - считает Лора Файнзилберг, зампредправления банка DeltaCredit. Однако и Файнзилберг и другие "VIP-скептики" соглашаются с тем, что VIP-кредитование - прямой путь для установления эксклюзивных отношений между банком и выгодным клиентом. И эта тема в России еще "не отыграна".

Все статьи Яна Арта на сайте смотри на главной.


В начало страницы


 


При любом использовании материалов сайта или их части в сети Интернет обязательна активная незакрытая для индексирования гиперссылка на www.aferizm.ru.
При воспроизведении материалов сайта в печатных изданиях обязательно указание на источник заимствования: Aferizm.ru.

Copyright © А. Захаров  2000-2017. Все права защищены. Последнее обновление: 06 ноября 2017 г.
Сайт в Сети с 21 июня 2000 года

SpyLOG Яндекс.Метрика   Openstat   HotLog