Аферы Подделки Криминал Аферы С мобильными телефонами Архив раздела "Аферы и мошенничество"

Главная ] Уровень вверх ]



Берегись! Сотовые пираты

Ольга Куприянова. Накануне.Ru, 27 июля 2006
Сотовые пираты

Недавно двум жителям Самары был вынесен приговор по обвинению в мошенничестве, совершенном в особо крупном размере. Мужчины через подставную фирму приобрели у местного оператора сотовой связи 10 SIМ-карт, подключенных на корпоративный тариф. А затем стали предлагать вьетнамским торговцам с вещевых рынков города позвонить с их мобильников на родину за 10 рублей/мин. В свою очередь, фиктивная фирма, от имени которой были приобретены SIМ-карты, должна была ежемесячно оплачивать услуги связи. Но по понятным причинам счета оплачены не были, и представители сотовой компании понесли убытки на 5,8 млн рублей. Пойманные через некоторое время "предприниматели" получили сроки до двух лет заключения.

Однако, это единичный случай сотового мошенничества, за который виновники получили наказание. Чаще всего такие дела складываются в долгий ящик за отсутствием состава преступления, подпадающего под статью "Мошенничество", или сложностью определения личности вечно исчезающего сотового пирата. Отдельных законов, проработанных специально для случаев с злоумышленниками сотовых сетей, в России пока нет. Равно как и нет таких технических возможностей, чтобы без проблем отловить мошенников, регулярно придумывающих новые способы объегоривания носителей трубок.

"Пока дел в этой сфере не было в принципе – операторы только рассылают письма-"страшилки" своим должникам, но информации о том, чтобы хотя бы одно из них дошло до суда, пока нет", - отмечает эксперт фонда "Финам – Информационные технологии" Игорь Веретенников.

Попробуем выяснить, какие же виды сотовых безобразий популярны сегодня, какой опыт борьбы с мошенниками все-таки выработан и какие действия предпринимают крупные российские сотовые операторы?

Все виды мошенничества условно можно разделить на две группы: совершаемые с помощью вирусов, перекидывающих деньги с одного счета на другой (для нашей страны, правда, не характерный вид мошенничества), и антропологические, то есть совершаемые непосредственно человеком, а не вирусом, разработанным им. В эту группу попадают операции с сим-картой, подобные той, что проделали самарские "предприниматели", а также всевозможные виды мошенничества через дурачества по телефону.

По официальным сообщениям управления "К" МВД России, в последнее время участились случаи мошенничества в сотовой связи. Главной целью правонарушителей являются различные способы заставить раскошелиться абонентов крупных сотовых компаний. Хотя, в общем-то, все названные МВД способы довольно известны, но все же имеет смысл еще раз остановиться на них.

Один из самых распространенных видов мошенничества, когда пользователю на телефон звонит якобы представитель крупного оператора связи и, указав свой номер, сообщает, что на счету абонента закончились деньги. Затем просит активировать карточку экспресс-оплаты телефонного счета и продиктовать PIN-код по указанному выше телефону. Доверчивый абонент, позвонив по указанному номеру, слышит в телефонной трубке имитацию работы многоканального телефона сотовой компании. Сообщив PIN-код, он переводит денежные средства на счет ловкого обманщика.

 

Проанализировав ситуацию, представители МВД России и операторы связи пришли к выводу, что из 100 владельцев сотовых телефонов 5 попадаются на эту уловку жуликов.

Другой способ мошенничества связан с вымогательством денег у родственников известных людей. Как правило, сотовые разбойники делятся на две группы; одна опекает родственника, чтобы он не вышел на связь, другая - организует звонок члену семьи и, имитируя его голос, сообщает, что он попал в беду (например, в автокатастрофу) и просит выплатить крупную сумму, активируя несколько карт экспресс-оплаты. Суммы выплат достигают нескольких тысяч долларов.

Крупные сотовые операторы также отмечают увеличившееся число незаконных атак. По словам менеджера по связям с общественностью Екатеринбургского филиала ОАО "ВымпелКом" Дмитрия Чебыкина, в этой сфере Россия повторяет "опыт" западных стран. В разное время в компании фиксировались попытки мошенничества в роуминге, создании переговорных пунктов "за счет сотовых операторов" и выманивания денег у абонентов. Обнадеживает то, что на Урале счет пока идет только на сотни случаев в год, тогда заграницей он исчисляется тысячами.

"Мы сталкивались практически со всеми вариантами мобильного мошенничества. Что касается вариантов с выманиванием денег у абонентов, сегодня, наверное, наиболее популярным, если можно так сказать, видом мошенничества на Урале остаются "звонки с радио", - отмечает Дмитрий Чебыкин.

Принцип этого мошенничества простой. Абоненту звонят "с одной из радиостанций", и говорят о том, что проводится акция, а его номер выиграл некий приз, например - телефон. Его якобы можно забрать в офисе радиостанции (или сотового оператора), но перед этим необходимо оплатить НДС. Для этого нужно активировать несколько карт оплаты на определенный номер. Интересно, что были отмечены случаи, когда подобные "лотереи" проводились из мест не столь отдаленных – теми, кто уже был осужден за мошенничество.

Есть и более "интеллектуальные" примеры. Абонентам на электронный ящик приходили письма, с предложением скачать программу, которая может подобрать секретный код карты оплаты. Для этого нужно в поле программы забить код карты стоимостью 5 у.е., после чего должен отобразиться код, скажем, стодолларовой карты. Код настоящей карты, естественно, уходил на почтовый адрес мошенника, взамен программа выдавала совершенно бесполезный набор цифр. За примером, также не надо далеко ходить. Совсем недавно в сети сотового оператора "ВымпелКом" сотовыми пиратами была проведена первая массовая рассылка мошеннических SMS-сообщений. Сотни абонентов получили сообщение с предложением отправить четыре SMS стоимостью $2 на короткий номер 2623, чтобы активировать счет с 1000 SMS и получить приз стоимостью $20.

Представители "ВымпелКома" заявили о том, что компания уже отключила короткий номер 2623 и рассматривает возможность подать на недобросовестного партнера в суд. Однако юридической защиты в этом вопросе опять же нет. И юристы сомневаются, что подобные дела вообще имеют судебную перспективу. "Состава преступления, которое можно классифицировать как мошенничество, в рассылках, подобных той, что получили абоненты "ВымпелКома", нет, – говорит старший юрисконсульт ИК "Проспект" Эльдар Назмутдинов,Формально абоненты за свои деньги получают товар. Защитой от таких рассылок является лишь здравый смысл".

Соглашается с этим утверждением и директор по маркетингу Сотовой Связи МОТИВ Константин Брызгалов: "Одно из самых эффективных средств борьбы с мошенничеством  - бдительность и осторожность абонентов. В случае возникновения подозрений наши абоненты не раз обращались в абонентскую службу за консультациями, проверяли информацию, полученную из сомнительных источников, тем самым, предотвращая проявление любого вида мошенничества".

Но сотовые компании, анализируя тенденции развития данного вида мошенничества за рубежом, приходят к выводу о необходимости разработать свои технические методы борьбы с ним. Сегодня в каждой крупной компании есть служба по борьбе с мошенничеством или, иначе говоря, фродом, их главная задача – выявлять подозрительных абонентов, отслеживать их поведение, фиксировать новые способы мошенничества и пресекать их применение в будущем. Общий принцип ее работы – интеллектуальный анализ поведения абонента. С помощью исследований выявлены основные стереотипы поведения мошенников. По сложным алгоритмам система выявляет абонентов, чье поведение напоминает мошенническое. Например, если только что подключившийся абонент начинает делать множество международных звонков, система понижает его кредитный лимит.

Что касается злоупотреблений при оплате роуминга, здесь также операторами найдено такое эффективное решение, как онлайн-роуминг. В этом виде роуминга абонент предоплатной системы расчетов не может уйти "в минус": деньги списываются с его баланса моментально, как в домашней сети.

Вместе с уже названными мерами по борьбе с фродом, одним из эффективных решений сегодня является создание бюро кредитных историй. Его создание, в большей степени, способно влиять на так называемые случаи бытового мошенничества, когда, например, после зарубежного отпуска абонент отказывается оплачивать счет за роуминг и просто выбрасывает SIM-карту. Теперь такой абонент может попасть в список неплательщиков, и в будущем столкнется с проблемами получения банковского кредита, например, или с подключением на кредитный тариф в сотовой компании.

Кроме того, следя за прогнозами развития рынка сотовой связи и тех посторонних явлений, которые его сопровождают, сотовые операторы стараются сократить те направлениия, откуда возможен наибольший поток незаконных атак.

Так, по прогнозам Игоря Веретенникова , вполне вероятно, что лидерами по мошенническим злоупотреблениям станут контент-провайдеры и, прежде всего, небольшие фирмы, ориентированные на быстрое получение дохода и уход с рынка. Отмечает это и Константин Брызгалов: "Так как за  последние годы очень участились случаи мошенничества в сфере мобильной связи  и контент-провайдинга, эта проблема является действительно актуальной не только для нашей компании, но и для  множества других операторов сотовой связи по всей России".

В этой связи, вполне понятны действия компании МТС, которая одной из первых заявила о сокращении количества контент-провайдеров, имеющих право продавать ее абонентам картинки, видеоклипы, мелодии и прочие виды контента для мобильных телефонов, мотивируя это тем, что при меньшем количестве более надежных провайдеров легче следить за качеством и особенностями передаваемой информации.

Таким образом, наряду со спамом, Интернет-мошенничествами, хакерскими атаками, компьютерным пиратством появился еще один активно развивающийся вид виртуальных преступлений, дороги для которого пока во всех направлениях открыты, поскольку руки закона до этой сферы еще не добрались.


Назад Далее

В начало страницы

 


При любом использовании материалов сайта или их части в сети Интернет обязательна активная незакрытая для индексирования гиперссылка на www.aferizm.ru.
При воспроизведении материалов сайта в печатных изданиях обязательно указание на источник заимствования: Aferizm.ru.

Copyright © А. Захаров  2000-2017. Все права защищены. Последнее обновление: 11 марта 2017 г.
Сайт в Сети с 21 июня 2000 года

SpyLOG Яндекс.Метрика   Openstat   HotLog