Аферы Автомобили

Главная ] Вверх ] [ Человек и угон ] Продать любой ценой ] Автоподстава ] Автосервис,как лохотрон ] Хитрости страховых компаний ] Вторичный рынок авто ]


Угонщики и банкроты
Система комфортного угона
Угнать Lexus за 3 минуты
Мошенники с пробегом
Передовые методы угона
Неугоняемых машин нет
Угнать всё
Хитрый номер
Преступный сервис
Двойной угон


Информация тимберленд спб здесь.

Человек и угон

Алексей Ходорыч. Деньги, № 44,10 ноября 2003

Ежедневно в Москве угоняют до 100 автомобилей и находят около 20 угнанных ранее. 20 из 100 -- казалось бы, неплохо, однако реальная раскрываемость преступлений, связанных с угонами, существенно меньше. Более того, за последние несколько лет количество похищаемых машин возросло как минимум в два раза, а профильный рынок (во всяком случае, столичный) стал хорошо структурированным, устоявшимся -- с годовым оборотом, по оценкам экспертов, примерно в $150 млн. И это, подчеркнем, только в Москве. Сотрудник ГИБДД, пожелавший остаться неназванным, рассказал спецкорреспонденту Алексею Ходорычу об особенностях этой доходной сферы криминальной индустрии.

Гелентваген

-- Каков, по вашим подсчетам, оборот угонного рынка?

-- Из 80 автомобилей, угоняемых ежедневно, 40 -- иномарки. Из них около 20 -- сверхдорогие, которые продаются, по грубой оценке, за $20 тыс., -- получаем $400 тыс. Еще 15 -- средний класс, эти идут по $7-8 тыс.-- будем считать, еще $110 тыс. Ну и пяток иномарок ниже среднего уровня, их продают по $2-3 тыс.-- плюс $12 тыс.

Из 40 российских 70%, то есть 28 автомобилей, -- практически новые "десятки" и "девятки", их "толкают" в среднем по $1,5 тыс. -- итого $42 тыс. Еще шесть -- это трех-четырехлетки, они уходят по $600-700, прибавляем еще $4 тыс. Остальные шесть угоняют, чтобы просто покататься. Можете сами посчитать -- только по первой категории в год получается около $150 млн, а всего -- более $170 млн (рынок автомобилей, угнанных за границей, тут не учитывается; см. интервью "Помощь Западу" на этой же странице). И это -- только цена исполнителей, то есть без учета интереса автосалонов и барыг, через которых проходит часть этих машин, -- в этом случае цена возрастает примерно в два раза. Но большая часть сверхдорогих автомобилей продается напрямую.

-- Кто является заказчиком?

-- Да кто угодно, но очень часто те, у кого автомобиль уже угнали. Автомобиль -- точно такой же, какой был угнан, -- чудесным образом находится под документы, которые остаются у того, кто автомобиля лишился. Человек платит за угнанный для него автомобиль значительно меньше, чем он стоит, -- и доволен. Например, BMW X5, который стоит $90 тыс., можно получить за $15 тыс., "Мерседес" с 220-м кузовом, стоящий $150 тыс., -- за $25 тыс., "Ауди А8" за $130 тыс. обойдется в $20-25 тыс. Естественно, в такой ситуации ни о какой реальной работе по розыску угнанного автомобиля речи не идет -- ведь если пропажа найдется, придется давать неприятные объяснения. То есть этот рынок сам себя поддерживает. А поскольку автомобилей становится все больше, все больше и угоняют.

-- А как же волшебные противоугонные средства -- автосигнализации, иммобилайзеры, оборудование для спутникового слежения?

-- Любой автомобиль можно угнать -- это банальность, абсолютно соответствующая действительности. Любую противоугонную систему можно взломать или нейтрализовать. Я знаю, что совсем недавно в Германию на спор вывозили специалиста, который буквально за 15 минут вывел из строя иммобилайзер "Ауди А8", -- немцы только тогда поверили, что для российских жуликов нет ничего невозможного. Простые системы вообще ломаются на раз. Например, однокнопочные "пищалки". Вы выходите, ставите автомобиль на "сигналку", но она почему-то не срабатывает. Вы думаете, что слабо нажали кнопку или, может, села батарейка, нажимаете еще раз -- вроде все в порядке. Возвращаетесь -- машины нет. Все просто: в момент первого нажатия код перехватил граббер, в момент второго он подменяет код, так как у сигнализации он динамический (комплекс оборудования на Митинском радиорынке стоит $2-5 тыс.). Примерно такая же схема действует и при использовании двухкнопочных "пищалок". Уходя, вы нажимаете на кнопку постановки на охрану -- но она не срабатывает. Вы думаете опять же, что села батарейка, истерически жмете на вторую кнопку, тем самым снимая сигнализацию с охраны, -- в этот момент и происходит подмена кода. Механические средства типа "Мультилока" на коробке передач достаточно эффективны -- но для хорошего "ремонтника" здесь дела на 10-15 минут. А в принципе любую хитрую систему можно обойти путем банального выкидывания водителя из автомобиля.

-- А если на автомобиле установлена система радио- или спутникового слежения?

-- "Лоуджек" глушится специальным приборчиком, сигнал просто пропадает, и диспетчер может лишь определить место, где эта штука сработала. Если же на автомобиле стоит спутниковая система "Цезарь" или система, работающая через оператора мобильной связи, машина просто загоняется в спецфургон, поглощающий любые излучения, отъезжает в отстойник и далее перебирается по винтику -- пока система не будет нейтрализована. Кстати, именно поэтому из дорогих иномарок, на которые такие системы установлены, владельца выкидывают не сразу. Автомобиль перегоняется за город вместе с владельцем, загоняют в упомянутый фургон и только потом избавляются от хозяина. Если вести себя спокойно, не угрожать своими связями, просто оставят за городом. В противном случае могут и убить.

-- Но это если злоумышленник знает, что автомобиль оборудован системой слежения. А если не знает? Тогда поиск упрощается?

-- Все изготовители подобных систем предупреждают, что обозначать их наличие в машине категорически не рекомендуется. Но это, конечно, не помогает. Угон дорогой машины -- это целое мероприятие, к которому готовятся заблаговременно. Кстати, в угонах тоже есть своя специализация.

-- Например?

Ауди А6

-- Все эти группировки давно всем известны. В центре Москвы орудует банда угонщиков во главе с неким чеченцем Султаном -- верхушка этой группировки обычно тусуется в районе "Националя". Они специализируются на не очень дорогих автомобилях, иномарках среднего класса, которые вряд ли оборудованы системой спутникового слежения вроде "Сателлита". Человека из автомобиля просто выкидывают -- днем, в центре Москвы, угрожая ножом или пистолетом. Престижный район Крылатское обслуживает банда Медведя. Они тоже могут выкидывать, как люди Султана, при этом они часто практикуют укол психотропного средства -- человек после укола на какое-то время просто отключается. Но вообще их специализация -- высокотехнологичный угон дорогих иномарок, в том числе с использованием экранирующих сигнал фургонов. С помощью сканера, граббера подбирается код доступа, причем от уровня противоугонной системы успех не зависит -- могут угнать все что угодно. Если вашу машину "заказали", ее уже ничто не спасет.

На юго-западе Москвы, реже -- в центре высокотехнологичными угонами занимается банда во главе с "авторитетами" Сухим (Федоров) и Ежом (Руденко). Банды Султана и Сухого занимаются исключительно угонами и перепродают "сырые" машины, банда Медведя делает и "перебивку", и "учет", используя свои связи для легализации. В специальных мастерских автомобиль перебирают от и до -- избавляются от идентификационных номеров VIN, а также от систем слежения, если таковые имеются. Затем идет процесс подготовки автомобиля для продажи -- перебивают VIN и легализуют (на их жаргоне это называется "ремонт") или автомобиль пускают на запчасти. Доказать причастность этих людей к угонам довольно трудно, таких банд в Москве несколько десятков.

-- Какие машины чаще всего угоняют для "ремонта", а какие идут на запчасти?

-- Все по-разному, могут угнать любой автомобиль, даже которого нет в списках самых угоняемых. Но, как правило, "Мерседесы" в 140-м и 129-м кузове, "Лендкрузеры 80", "Мицубиси Паджеро" до 96-го года угоняют на запчасти, а новые "Мерседесы" в 220-м, 215-м, 230-м кузове, "Лендкрузеры 100", "Гелендевагены" свежих годов "ремонтируют".

-- Каким образом проходит "ремонт", легализация угнанных авто?

-- Об одном из самых популярных способов я уже рассказал. Автомобиль угоняют под паспорт технического средства (ПТС), выданный либо на машину, которая уже угнана у заказчика, либо на сгоревшую, побывавшую в серьезной аварии и так далее -- в этом случае всегда можно рассказать потом сказочку, что идентификационных номеров нет, потому что автомобиль практически с нуля восстановлен.

Другой способ связан с постановкой автомобиля на учет в одном из удаленных от Москвы регионов. Раньше это была Чечня, сейчас -- Тверь и Ингушетия. Ингушетия -- шестой регион -- самый популярный сейчас вариант. Там выписывается документ, что ПТС, выданный ранее, утерян, хотя на самом деле его никогда не существовало, далее машина в Москве получает новый ПТС и ставится на учет. В 1-м ОТОРе, конечно, иногда пытаются дозвониться в Ингушетию, чтобы проверить факт выдачи первого ПТС, но это всегда бесполезно -- к телефону никто не подходит, или подходят, но не те, или телефон занят, или связи вообще нет. Время от времени, для подстраховки, документы в Ингушетии "сгорают", "похищаются" и так далее -- чтобы обезопасить тамошних милиционеров от проверки. В итоге распутать этот клубок становится практически невозможно. Впрочем, как правило, и звонить никто не пытается. При предыдущем начальнике отдела регистрации и учета в том же 1-м ОТОРе потоком ставили на учет "перебитые" авто без всяких там отправлений на дополнительную экспертизу.

Еще один способ легализации связан с постановкой автомобиля на баланс 8-го главного управления по охране режимных объектов МВД России. Это фактически государство в государстве. Автомобиль просто записывается на эту организацию или на ее сотрудника, и потом никто ничего никогда проверить не сможет -- это связано с закрытостью данного подразделения. В свое время широко практиковалась схема с использованием ПТС 27-го региона (Хабаровск). Эти ПТС были украдены в огромном количестве, используются они и по сей день: цифра "2" профессионально переправляется на "7" -- так, что заметить это очень сложно. В итоге автомобиль с ПТС 77-го региона ставится на учет в Москве. Но основная схема -- все-таки ингушская.

-- Неужели нет возможности разрушить эту схему? Например, можно сверить данные якобы утерянного ПТС с базой данных автомобилей, которые выходят с заводов.

-- Единой базы данных автомобилей, которые выходят с заводов, в ГИБДД нет. Наверное, ее можно было бы сделать, но это никому не нужно. Кстати, отсутствие такой базы позволяет химичить уже самим производителям. Например, я знаю, что на АвтоВАЗе долгое время применялась такая схема -- а может, применяется и сейчас. Выпускается автомобиль с VIN, который должны были присвоить автомобилю, выпущенному через три-четыре месяца, и продается в какой-нибудь Челябинск без уплаты всех налогов. Потом выпускается машина с тем же VIN, которая продается уже легально. В принципе в Москве существовал отдельный батальон ГИБДД ГУВД -- в Косине, который вроде как пытался пробивать остановленные для досмотра автомобили по базам данных заводов-изготовителей. Но на поверку "косинцы" -- их можно было узнать по ноутбукам в машинах -- просто зарабатывали деньги, их поэтому и расформировали.

-- Поясните.

-- Водителей зачастую обманывали, внушая им, что хоть машина и не в розыске, но серия ПТС переправлена, -- просто вымогались деньги, $200-1000. В общем, даже если все было в абсолютном порядке, без уплаты денег уехать было невозможно. Если же выявлялись реальные нарушения, откупные увеличивались. Все таксы были известны. Если машина числится в розыске за таможней и Интерполом -- $1-2 тыс., если перебит VIN -- $5 тыс. Что показательно, батальон этот находился практически на самообеспечении: "Форды" с форсированными двигателями, компьютеры и другая аппаратура по последнему слову техники.

-- Ну хорошо. А почему другие инспекторы ГИБДД не проверяют VIN на предмет перебивки?

-- Именно потому, что физически невозможно просмотреть все машины. Да и потом, обычный инспектор ГИБДД не знаком с методами определения подделки VIN. Для этого иногда проходят рейды вместе с сотрудниками экспертно-криминалистического центра МВД России.

-- Каким образом потом продаются краденые автомобили? Я имею в виду не угнанные под заказ, а те, что продаются через посредников, занимающихся скупкой краденого.

-- Контор, которые продают подобные автомобили в Москве, около 200. Но монополистом является некий господин Гажаев -- я специально изменил фамилию, так как суд его не осудил, но о его деятельности всем известно, настоящая фамилия созвучна с указанной. Названия его фирм постоянно меняются, он контролирует примерно 90% этого рынка. У этого господина есть высокое прикрытие в ГУ ГИБДД, Службе криминальной милиции МВД России, Центральной оперативной таможне, поэтому его не трогают.

-- Есть ли возможность вернуть украденный автомобиль?

-- Есть, если автомобиль задержан по горячим следам. Но здесь криминальные группы тоже прикрыты. Перегон угнанного автомобиля в пределах Москвы с помощью сотрудника ГИБДД стоит $500-1000. После того как автомобиль побывал в автомастерской, выявить его уже практически невозможно.

-- Однако сегодня можно найти объявления людей, частных детективов, которые предлагают услуги по поиску и возврату угнанных машин.

-- Как правило, это мошенники. Так, лжедетектив, узнав у вас об особых приметах машины и убедившись в вашем "лоховстве", может угнать аналогичную и нанести на нее эти приметы. Кто-то потом догадывается, что это не его автомобиль, но уже поздно.

Найти машину, как я уже сказал, очень сложно. Но даже если она найдена, вернуть ее практически невозможно. Для примера -- история, которая недавно произошла с моим товарищем. Его подкараулили около загородного дома и, угрожая пистолетом, попросту отняли "Мерседес" С-класса красного цвета. Месяц спустя он совершенно случайно увидел его в Лобне. Товарищ тут же позвонил мне, машину мы арестовали, дальше он обратился в прокуратуру, а потом и в суд. Женщина, новый владелец машины, предъявила следствию и суду документы на точно такой же "Мерседес", но белого цвета и рассказала историю, что, дескать, ее автомобиль попал в очень серьезную аварию и сгорел. А в автосервисе сгоревшую машину начинили новыми запчастями и покрасили в красный цвет, хотя было очевидно, что она не перекрашивалась. Эксперты изучили спорный автомобиль вдоль и поперек -- но VIN, сообщенный моим приятелем, нашли только на коробке передач и автомагнитоле, все остальные были уничтожены. Приятель предъявил суду особые приметы своей машины -- повреждения, царапины, о которых знал только он, но в итоге суд постановил вернуть ему только коробку передач и магнитолу! История, рассказанная женщиной, разумеется, была шита белыми нитками, но автомобиль вернуть так и не удалось. Нет стопроцентных доказательств, что машина твоя, -- значит, она уже не твоя, такова судебная практика.

-- Но ведь существуют же "невидимые чернила" и прочие средства, которые позволяют идентифицировать угнанный автомобиль?

-- Ну да, иногда помогает, но вообще идеальная защита от угона -- это страховка.

ПОМОЩЬ ЗАПАДУ

Возвратный бизнес

Ежемесячно, по данным Интерпола, в Москву попадают 50-80 иномарок, угнанных за пределами России, а всего в Москве находится порядка 6-7 тыс. таких автомобилей. Как ищут в России машины, которые находятся в соответствующей базе данных Интерпола, спецкорреспонденту "Денег" Алексею Ходорычу рассказал вице-президент международной юридической ассоциации "Гранд" Михаил Григорьев.

Мерседес

-- Откуда чаще всего угоняют автомобили? И как угнанные автомобили попадают в Россию?

-- Больше всего угоняют из Германии, там больше дорогих машин, чем в любой другой европейской стране, -- я говорю о Mercedes и BMW. В Россию они потом попадают двумя путями. Через Польшу и Белоруссию, а также через Финляндию в Петербург, на пароме. Но через Финляндию, насколько мне известно, идет все меньше и меньше, они порядки ужесточили. В основном -- через Белоруссию. На номера делают так называемые накладки и подделывают документы. Из Белоруссии в Россию эти автомобили попадают нерастаможенными, общая сумма накладных расходов на взятки -- $1-3 тыс.

-- Кто является заказчиком ваших услуг? Владельцы угнанных автомобилей?

-- Нет, мы обслуживаем целый ряд западных страховых компаний, таких, как Allianz, HDI, AXA, PZU, Warta, "Чешска Поиштевня". Они платят владельцам угнанных машин страховку, а сами пытаются эти автомобили найти -- во-первых, чтобы снизить собственные издержки, во-вторых, чтобы разобраться, не имел ли места факт страхового мошенничества. Мы им в этом и помогаем.

-- Но как вы их ищите? Ведь угнанную машину найти очень сложно.

-- Да, если она была угнана в России. Автомобили же, угнанные на Западе, как правило, попадают в Россию с неперебитыми идентификационными номерами -- VIN. База данных Интерпола есть в ГИБДД, угнанные автомобили они выявляют постоянно. Но дело в том, что если по тому или иному автомобилю нет запроса на возврат, то он остается у его российского собственника. Мы как представители интересов страховых компаний, которым после выплаты страховки переходят права на угнанные автомобили, пытаемся через суд провести их возврат. То есть к нам стекается информация о зафиксированных случаях владения автотранспортными средствами в России, которые числятся как угнанные, и мы инициируем процедуру их возврата.

-- А если речь идет о добросовестном владении? Ведь такое автотранспортное средство может быть даже официально зарегистрировано.

-- Тут ситуация несколько изменилась. Раньше действовал приказ № 470, согласно которому такие автотранспортные средства действительно могли регистрироваться -- без права перепродажи. То есть, пользоваться можно, а продавать нельзя. Но при этом, если обнаруживался владелец такого автомобиля, то его приходилось возвращать -- через суд, разумеется. Однако приказ № 470 был отменен в начале 2002 года. Сейчас действует приказ № 221, регламентирующий работу НЦБ Интерпола России, он появился еще в феврале 2001-го. Согласно этому приказу, по прошествии 6-12 месяцев с момента обнаружения автомашины, в случае если иностранный собственник не предпринял действий по возврату автомобиля (суд и, как следствие, наложение ареста), автотранспортное средство снимается с розыска Интерпола по РФ и может регистрироваться, отчуждаться и перепродаваться. Впрочем, автомобиль, фактически находящийся в угоне, может быть зарегистрирован и быстрее -- если речь идет не о собственно угнанных авто, а о случаях страхового мошенничества: владелец продает автомобиль, а потом заявляет об угоне, но не сразу, а через два-три месяца -- за это время автомобиль успевают зарегистрировать в России. Другая ситуация связана с ингушской схемой, постановкой на баланс 8-го Главного управления по охране режимных объектов МВД России и прочими схемами, используемыми для "легализации" автомобилей, украденных в России (см. текст. --"Деньги"). Единственное отличие: VIN, как правило, не перебивается. Замечу, что при любом раскладе автомобиль по решению суда может быть изъят в случае запроса -- неважно, через сколько месяцев или лет этот запрос будет инициирован. Именно инициацией таких запросов и ведением дел в судах мы и занимаемся.

-- Почему же VIN не перебивается? Ведь даже если используется ингушская схема, при получении нового ПТС взамен "утерянного" VIN сверяется с базой данных Интерпола, и таким образом угнанный автомобиль выявляется.

-- Махинации с VIN практикуются и здесь. Добывается VIN, номер двигателя авто, только что вышедшего с завода и ушедшего, например, в Америку, наносят эти данные на ворованную машину, таможат ее "в лоб" и продают. Но с VIN все же предпочитают не связываться. Но, допустим, выявили такой автомобиль, ну и что? Очень часто инициатора розыска -- Интерпол -- даже не уведомляют об этом, хотя найденная машина в компьютере числится как задержанная. Кроме того, такие автомобили часто ставятся на баланс подставных компаний, открытых специально для этих целей. Даже если Интерпол получает информацию о выявлении, найти фактического владельца, чтобы изъять автомобиль через суд порой крайне сложно. И наконец, в подавляющем большинстве случаев западные страховые компании, которые после выплаты страховки становятся владельцами этих машин, просто не имеют в России партнеров, которые могли бы представлять их интересы в суде. А нет запроса -- нет проблемы, убытки просто списываются, как ущерб от страхового случая.

-- Почему нет партнеров?

-- Опасаются работать с Россией. Было много случаев, когда компании, становившиеся их агентами, действовали недобросовестно. То есть за взятку не сообщали о найденном ими автомобиле. На этом и строился их бизнес.

-- А сколько автомобилей выявляет в месяц ваша компания?

-- Примерно 10-15.

-- Вы находите автомобиль -- дальше что?

-- Дальше мы через суд пытаемся его изъять. А вот это иногда настоящая проблема. В отличие от угнанных в России, автомобили, находящиеся в розыске Интерпола, не брезгуют покупать депутаты Госдумы, известные предприниматели и прочая влиятельная публика, любящая дорогие иномарки. Депутат или тот же начальник управления МВД России может всячески препятствовать судебному процессу, пользуясь широкими правами и административным ресурсом. Звонки с угрозами, запросы по делу -- далеко не весь перечень того, чем они могут воспользоваться. Выявленный у влиятельных лиц автомобиль порой просто невозможно арестовать -- особенно, если за ним следует джип с синими номерами управления вневедомственной охраны.

-- Вы всегда действуете через суд?

-- Иногда с ведома страховых компаний, с которыми мы работаем, идем на мировое соглашение. Как правило, речь идет о 30% стоимости автомобиля.

-- А почему страховым компаниям это интересно?

-- Потому что, во-первых, экономится время -- решение суда тоже не сразу выносится. Во-вторых, перегнать машину обратно и продать ее там -- на это тоже обычно уходит много сил и времени. 

Все статьи Алексея Ходорыча можно почитать с Главной

Об угонщиках и их помощниках из ГИБДД рекомендую посмотреть фильм Аркадия Мамонтова "Мертвая зона. Часть 2" из цикла "Специальный корреспондент". Фильм 2009 года

Ссылки по теме:


Далее



При любом использовании материалов сайта или их части в сети Интернет обязательна активная незакрытая для индексирования гиперссылка на www.aferizm.ru.
При воспроизведении материалов сайта в печатных изданиях обязательно указание на источник заимствования: Aferizm.ru.

Copyright © А. Захаров  2000-2017. Все права защищены. Последнее обновление: 23 апреля 2017 г.
Сайт в Сети с 21 июня 2000 года

SpyLOG Яндекс.Метрика   Openstat   HotLog