|
Конвейерная стирка
Иван Марчук, Юрий Львов. Коммерсантъ-Деньги,
№21(627) от 04.06.2007г.
На рынке подержанных автомобилей произошло то же самое, что
несколькими годами раньше -- на рынке недвижимости: звонишь вроде как по
частному объявлению, а попадаешь в фирму. При этом шансов купить битый и
перекрашенный автомобиль в автосалоне не меньше, чем в случае с жуликоватым
частником. Это в США статус аварийной машины не скроешь -- даже после
качественного восстановления на него укажет низкая цена. Зато продать такой
автомобиль как небитый легко в России.
Маленькие хитрости и трагедии
Москвича Юрия нагрел автосалон. Хотя был и договор с печатями, и
оформленный в банке кредит на машину, и полный набор страховок.
"Около месяца я искал по объявлениям трехлетний Mitsubishi
Outlander,-- рассказывает 'Деньгам' Юрий.-- Выяснил, что, во-первых, почти все
объявления дают салоны, а не частники, как это было раньше. Во-вторых, все
машины за приемлемые деньги, пусть и 'японки', привезены из США". Подходящий
вариант нашелся в автосалоне "ЛокАвто" возле МКАД. Здесь Юрий приобрел машину за
$21,9 тыс.-- средняя по рынку цена, примерно на $1 тыс. выше, утверждает он. Да
еще ему предоставили кредит Импэксбанка под 10% с первоначальным взносом в 20%.
Каско оформили в страховой компании "РК-гарант" -- та предложила вполне
приемлемые 9,5%.
Внешне паркетник выглядел как новый, да и в автосервисе
неподалеку от салона, померив компрессию в цилиндрах и осмотрев на подъемнике
подвеску, резюмировали: порядок. От диагностики в фирменном сервисе клиента в
салоне отговорили: мол, такая даль, такие пробки, а мы вам точно говорим, что
машина небитая-некрашеная. Техническую гарантию, правда, дать не можем --
автомобиль не новый, но юридическую -- в полной мере.
В действенности последней Юрий убедился, когда поехал ставить
Outlander на учет в ГИБДД. Там выяснилось, что номер на двигателе не
соответствовал одной буквой записи в паспорте технического средства (ПТС): в
Калининграде там ошибочно проставили С вместо S. "ЛокАвто" признал это своим
грехом и отправил на таможню своего человека -- через неделю Юрий получил
документ с исправлением. Неприятные подробности автовладелец выяснил, пригнав
машину с уже выданными номерами на сервис около дома. Механики сообщили, что бок
машины был перекрашен, лобовое стекло -- переклеено, а передний бампер лучше
вообще снять и посмотреть, что под ним, потому что его тоже меняли. Для
иллюстрации Юрию показали стоящую во дворе Honda CRV, тоже пригнанную из США.
Вот, мол, человек заехал с просьбой "подтянуть" бампер, мы его сняли -- а там
такое! Honda действительно сверкала раскуроченными и кое-как сваренными деталями
"передка".
У "аутлендера", на счастье Юрия, под пластиком все оказалось в
порядке, и геометрия кузова не нарушена. "Они удивились, что я, покупая машину,
не 'пробил' ее предварительно по базе данных CarFax. Оказывается, все автомобили
из США и Канады фигурируют в информационной системе, позволяющей выяснить их
историю,-- рассказывает Юрий.-- Я решил узнать это хотя бы постфактум.
Элементарно: входишь на сайт carfax.com, платишь $3, посылая SMS на короткий
номер. Так я узнал, что в прошлом году машина получила статус salvage, то есть
страховая компания списала ее как битую, а потом продала в Нью-Йорке на аукционе
аварийных автомобилей".
История типичная: вероятность нарваться в салоне на машину,
восстановленную после лобового столкновения или "всплывшую" после урагана
Катрина, велика.
Переход количества в качество
В 2006 году россияне купили более 2 млн машин, потратив на них
$32 млрд. Это на 20% больше, чем в 2005-м, и, если такая динамика сохранится,
через три года наш рынок может стать по денежному обороту вторым в Европе после
немецкого. По данным PricewaterhouseCoopers (PWC), на $5,8 млрд купили
отечественных авто, еще на $4,4 млрд -- иномарок российской сборки, а новых
импортных автомобилей -- аж на $18,2 млрд. Подержанных иномарок -- как
ввезенных, так и тех, что были приобретены в России новыми и поездили по нашим
дорогам,-- было продано всего на $3,6 млрд. Еще в 2003 году, до повышения
ввозных пошлин, объем этого сегмента оценивался почти в $5 млрд.
Доля продаж подержанных машин сокращается из-за того, что людям
все проще покупать новые -- благодаря росту доходов и доступности поэтапных схем
оплаты, прежде всего кредитов. Скажем, Ford с прошлого года продает свою самую
ходовую модель -- Focus с 40-процентной предоплатой (чуть больше $5 тыс. за
базовую комплектацию) по годовой ставке всего 4,9%.
Многие трех-четырехлетние иномарки, выставляемые на продажу,
имеют уже российское происхождение. Какова их доля, не берется подсчитать никто.
В будущем, полагают эксперты, продажи подержанных иномарок будут расти в большей
степени за счет "российского запаса" машин с иностранными шильдиками.
Руководитель группы PWC по предоставлению услуг компаниям автомобильной отрасли
Стенли Рута дает прогноз: "Если предположить, что все иномарки, ввезенные и
произведенные с 2002 года, будут перепроданы в течение ближайших семи лет, то к
2010 году мы получим рынок подержанных машин в $11 млрд".
Впрочем, потребителю не так важны количественные изменения рынка,
как качественные. В порядке эксперимента корреспонденты "Денег" "прозвонили" два
десятка объявлений по продаже поддержанных иномарок с ведущих бесплатных
интернет-досок и практически во всех случаях попали не на одинокого
автовладельца, а в салон. "Сейчас бизнес по продаже машин с пробегом практически
полностью ушел в салоны, хотя схемы его запутанны -- скажем, при перегонке машин
из-за рубежа юридические лица часто оформляют их так, будто завез частник",--
комментирует результаты обзвона аналитик проекта "Авто-Дилер" Роман Гуляев.
Помимо целенаправленного импорта четырехколесный секонд-хэнд
прибывает в салоны еще тремя способами. Это trade-in (обмен вашего старого
автомобиля на новый с доплатой), выкуп (салон выкупает у вас автомобиль для
последующей перепродажи) и "комиссия" (вы оставляете автомобиль на площадке
фирмы и ждете, когда кто-нибудь из посетителей даст за него правильную сумму).
Trade-in практикуют исключительно крупные салоны, для которых
продажа секонд-хэнда, как правило, лишь дополнительный способ привлечь клиентов
к своему основному бизнесу -- продаже новых машин. Поэтому такому "поставщику"
могут предложить за его "старые колеса" хорошие деньги.
"При покупке у нас новой машины клиент приобретает дополнительное
оборудование, может воспользоваться услугами по страхованию автомобиля и по
регистрации автомобиля в ГИБДД",-- говорит руководитель службы бизнеса ГК 'Автомир'
Сергей Кищак.-- Поэтому за автомобиль, который он сдает по системе trade-in, мы
можем заплатить рыночную цену, а если дилер очень заинтересован в клиенте, то
иной раз и больше". Естественно, в крупных компаниях уверяют, что и покупатель
машины с пробегом внакладе не останется -- машины проходят предпродажную
подготовку. "В нее у нас входит не только косметический ремонт, но и, при
необходимости, замена дорогостоящих узлов и агрегатов, влияющих на безопасную
эксплуатацию автомобиля",-- уверяет Кищак.
Впрочем, trade-in начал серьезно развиваться лишь лет пять назад,
и массовым явлением пока не стал -- по оценке управляющего директора AG Capital
Александра Агибалова, по этой схеме реализуется не более 3% машин. В основном же
логика автосалонов -- взять подержанную машину подешевле, продать подороже. Она
определяет и историю, и географию этого товара.
Американская мечта
Евгений Андреев из Перми предпочитает покупать машины в Германии.
Месяц назад он пригнал оттуда свой очередной Volkswagen Golf. Двигатель всего
1,4 л, зато все платежи по оформлению вылились лишь в €1,5 тыс. В целом же (с
учетом того, что у немца удалось выторговать €400) четырехлетняя машина ("есть
все, кроме кожи!") обошлась в 320 тыс. руб. На пермском авторынке, уверяет
Евгений, она стоила бы минимум 360 тыс. Но Евгений гнал Golf для себя, не для
рынка.
"Это не только выгодное приобретение, но и отличный способ
провести отпуск,-- уверяет Андреев.-- Я проехал четыре европейские страны с
осмотром достопримечательностей в столицах. Правда, моя жена на российском
участке дороги (2400 км) утомилась". Не менее утомительным, впрочем, оказалось
12-часовое ожидание на таможне под Выборгом: финско-российскую границу проходила
масса машин, прибывших паромами из США. "Раньше машины шли в основном из Европы
и Японии, а сейчас это в основном США и Япония",-- говорит Роман Гуляев.--
Машины с Дальнего Востока -- особая статья, учитывая, что правый руль -- это на
любителя, да и законодатели грозятся в обозримом будущем его запретить.
Американские же машины (в том числе реэкспортируемые автомобили европейского и
японского производства) отличаются от 'нормальных' чаще всего лишь тем, что на
спидометре продублированы шкалы -- в милях и километрах, магнитола ловит только
нечетные радиочастоты, да еще выемка под номер квадратная. При этом BMW и Toyota
из США уверенно обыгрывают европейские по цене".
"Подержанные машины в США на 10-15% дешевле, чем аналоги в
Европе",-- говорит Юозас Бразис, директор одного из крупнейших в Литве
авторынков возле города Мариямполи, откуда значительная часть машин уходит в
Россию. Дело прежде всего в курсовой разнице евро и доллара. Но за океаном не
только эти телушки -- по полушке, еще и перевоз оказывается не так уж дорог --
порядка $2000 с учетом автовозов на суше и парома через Атлантику (доставка из
Европы -- порядка $500). Трехлетний BMW Х5 из Европы обойдется российскому
покупателю в $60-62 тыс., а из США -- в $50 тыс. Трехлетний Lexus RX300 из США
стоит от $33 тыс. до $39 тыс. (в самих Штатах -- от $20 тыс.), а из Европы --
дороже минимум на $4 тыс.
Правда, о качестве секонд-хэнда существуют противоположные
мнения. Один из московских салонов -- Usedcar -- ежемесячно поставляет на заказ
десяток машин с обоих рынков. Но предпочтения гендиректора салона Федора Шурпина
-- на стороне "европейцев". "Отношение американского человека к автомобилю
непонятно плохое,-- говорит Шурпин.-- Там в машинах принято есть, вытирая руки о
дорогую обивку. Сервисная книжка -- редкость, тогда как в Европе она ведется
практически всегда. Бывали даже случаи, когда автомобили в США вообще не
проходили плановых ТО". Взяться за американское направление Федора Шурпина
заставила три года назад экономическая ситуация, при этом, утверждает он, машины
за океаном Usedcar приобретает только у дилеров, имеющих свои площадки, а не с
аукционов. "Аукцион -- кот в мешке. Машина идет по линии, покупатели получают
отчет о ее состоянии, но времени на осмотр у них нет",-- говорит
предприниматель.
"При покупке машины с аукциона в США она оказывается существенно
дешевле, чем если брать в салоне, располагающем собственной площадкой",--
возражает Михаил Голант, выходец из России, владеющий в Филадельфии компанией
Grand Prix Worx. Главное направление ее работы -- тюнинг автомобилей, но в
последнее время, по словам Голанта, активно развивается дело, зародившееся как
помощь родственникам и друзьям,-- поставка машин в Россию (сейчас их грузят на
паром по две-три ежемесячно -- в основном по тем же дружеским рекомендациям,
иногда с дополнительным тюнингом). "Если ты держишь у себя машины на площадке,
то должен за каждую платить страховку, и это неизбежно отражается на цене для
покупателя,-- рассказывает Голант.-- При этом нормальный аукцион (неаварийных
автомобилей) дает гарантию качества основных узлов -- мотора, трансмиссии. За
$75-100 можно заказать дополнительную экспертизу -- перекоса кузова и т. п.".
По мнению бизнесмена, машины из США для российского покупателя
предпочтительнее "европейцев", поскольку рассчитаны на худшие погодные условия и
на бензин с меньшим октановым числом. Наконец, не существует единой базы данных
по европейским машинам -- а у "американок" такая есть.
Информсистема дает ответ на важный вопрос -- на каком аукционе
куплен автомобиль. В США организуют десятки торгов, где продаются неаварийные
машины, и не меньше площадок, где выставляют товар страховые компании. Они уже
выплатили возмещение за разбитый или утопленный автомобиль и теперь реализуют
то, что от него осталось.
Битые с молотка
"На автомобиль перед продажей с аварийного аукциона выдается
Salvage Title -- техпаспорт списанного транспорта,-- говорит Михаил Голант.--
Чтобы машина вновь начала ездить в США, необходимо ее восстановить и пройти
инспекцию, которая выдаст техпаспорт восстановленного автомобиля. Но такая
машина никогда не будет 'отмыта' -- она всегда дешевле чистого аналога примерно
на треть".
При этом, сообщает любопытные детали Голант, сэлвидж сэлвиджу
рознь: иногда страховой компании, чтобы не платить за восстановление, проще
списать машину, заплатив клиенту. Даже если повреждения не очень значительны.
Тем более что товар с аварийных аукционов расходится как горячие пирожки.
"Трудно перебить цену, которую на аварийные машины заявляют фирмы, торгующие
неновыми запчастями,-- этот рынок в США огромен,-- говорит бизнесмен.-- Кроме
того, такие машины выгодно продавать туда, где работа механиков оплачивается
ниже, чем в США, а сами машины дороже".
Нетрудно догадаться, о какой стране помимо африканских идет речь.
В России торговля автомобилями с американских страховых аукционов стала массовым
явлением, точные масштабы которого не знает никто. Сайты множества автосалонов
рекламируют такой товар открыто.
Еще один бывший наш соотечественник, делающий бизнес на
автомобилях в США (на этот раз в Чикаго),-- Борис Плетнев, руководитель отдела
продаж компании USAuto, сетевой адрес которой поисковые интернет-машины выдают
по запросу одним из первых. По словам Плетнева, его компания, имеющая офис и в
Москве, поставляет машины как с "нормальных", так и со страховых аукционов. Кто
покупает машины salvage? Те, кто хочет сэкономить. Ведь этот статус -- не
приговор. "В некоторых штатах (Калифорнии, например) таковыми признаются,
скажем, машины, которые были украдены, а потом найдены, даже если на них -- ни
царапины",-- рассказывает Плетнев. К тому же в России зачастую выгоднее
восстановить машину престижной марки после нефатального удара, ведь она будет
стоить на аукционе куда дешевле небитой, а фотографии повреждений компания может
показать заказчику до покупки. Борис Плетнев уверяет, что USAuto всегда
информирует клиентов о статусе автомобиля. И признает, что среди московских
покупателей есть "сформированный костяк заказчиков-бизнесменов". Однако откуда у
поставщика из Чикаго уверенность, что люди, покупающие аварийные машины для
ремонта и последующей перепродажи, так же честны с клиентами, как и сама USAuto?
Салонные споры
"Еще несколько лет назад машины везли практически одни частники.
Сейчас перегонщики трудятся на хозяев -- на компании, юрлица",-- констатирует
Юозас Бразис. По его словам, частники вынуждены работать с полной предоплатой, а
салоны могут себе позволить ее не брать (или брать по минимуму) -- вот и
выигрывают битву за клиента. "К тому же крупные поставки позволяют экономить на
логистике и снижают цену транспортировки",-- говорит Бразис.
"Для клиента важно, что я могу начать выполнять его заказ,
получив иногда всего 5% стоимости машины в качестве предоплаты,-- вот плюс
собственного капитала,-- рассказывает Федор Шурпин из Usedcar.-- На меня
работают перегонщики, которые обязаны ехать на машине с небольшой скоростью и с
обязательной остановкой на ночной отдых. По прибытии машины я даю клиенту
гарантию юридической чистоты и технической исправности". Показать типовой
договор корреспонденту "Денег" в Usedcar, однако, отказались.
Если гарантировать юридическую чистоту салонам велит закон, то
технические гарантии -- это скорее акт доброй воли для поддержания репутации. Во
времена расцвета частного перегонного бизнеса была масса случаев, когда
выяснялось, что привезенная машина числится в угоне, и у покупателя ее попросту
отбирали, а ныне салон как юрлицо несет ответственность в ситуации, когда
автомобиль в какой-нибудь стране ищут безутешный хозяин и страховщики.
Но по части гарантий качества ситуация удивительная. Если в
Москве вы купите просроченную колбасу, то можете пожаловаться на горячую линию
Роспотребнадзора, и не исключено, что на продуктовую "стекляшку" обрушатся
суровые кары. Если же вам продали битую иномарку, заявив, что она не была в
аварии, то идти некуда. В департаменте потребительского рынка и услуг города
Москвы, а также в департаменте транспорта и Роспотребнадзоре корреспонденты
"Денег" выяснили, что никто в московском правительстве работу автосалонов не
контролирует и даже не знает, сколько их (при этом в департаменте потребрынка
были готовы предоставить точные данные о количестве обычных столичных
комиссионок).
Продажа подержанных машин регулируется не жестким к продавцам
законом "О защите прав потребителей", а крайне вольными "Правилами комиссионной
торговли". Пункт 10 этих правил увязывает возможность этой деятельности с
единственным требованием -- наличия "документов, удостоверяющих право
собственности на транспортные средства и агрегаты к ним, снятие их с учета в
связи с продажей", а также документов от таможенных органов. Впрочем, статья 29
тех же правил требует предоставлять полную информацию о товаре и оговаривает
права клиента, если товар оказался ненадлежащего качества.
"Продает ли салон подержанную машину как владелец-юрлицо или
выступает как комиссионка -- в любом случае, если недостатки товара не были
оговорены продавцом, можно требовать вернуть товар или заменить его на
аналогичный,-- говорит юрист Анна Веселова.-- Направьте письменную претензию
салону. В случае отказа можно обращаться в суд". Впрочем, она же признает, что
это лишь теория.
По идее, говорит глава коллегии защиты прав автовладельцев Виктор
Травин, при покупке машины с пробегом нужно требовать детального описания
техсостояния, заверенного представителем салона и покупателем. Однако даже при
наличии подобного кондуита доказать что-либо будет сложно. "Например, вы
запишете, что автомобиль не перекрашивался. В любом приличном автосервисе есть
прибор для определения толщины краски. Вот выяснится, что закрашена царапина на
двери. А заодно оба бампера. Но представитель салона всегда может сказать, что
речь шла о полной перекраске кузове, которая действительно не проводилась. В
отсутствие реальной практики эти вопросы виснут в воздухе",-- рассуждает Виктор
Травин.
Кроме того, в России не существует способа узнать справедливую
цену на машину. Советы аналитиков сводятся к рекомендации открыть газету
бесплатных объявлений и высчитать среднее арифметическое. Специалистам прекрасно
известно, что этот метод некорректен -- в объявлениях указывается цена
предложения без торга, кроме того, некоторые, не имея большого желания
продавать, балуются публикацией объявлений с фантастическими запросами "на
дурака". В развитых странах изучением падения цены на автомобили с пробегом
давно занимаются профессионалы. В Европе, к примеру, это компании, выпускающие
автомобильные каталоги Schwake, Audatex, Dat Marktspiegel. Не менее подробные
справочники есть и в США, можно упомянуть Blue Book и Automotive Lease Guide.
Эти издания внимательно изучаются и у нас -- теми же перегонщиками. В России
несколько лет назад пытались создать подобную службу (проект "Автореалист"), но
попытка провалилась.
"Самая спорная формулировка в нашей деятельности -- 'рыночная
цена'. На рынке нет системы формирования стоимости на автомобили с пробегом. В
работе мы используем цивилизованные термины -- 'ликвидность' и 'время', но они
применимы в банковском деле, а для автобизнеса чужды",-- говорит начальник
отдела продаж автомобилей с пробегом направления Premier Automotive Group ГК
"Независимость" Игорь Мацкевич.
Профессионалы сходятся во мнении, что в ближайшие годы по мере
ужесточения конкуренции в торговле подержанными машинами для салонов станет
правилом предоставлять клиенту технические гарантии и достоверную информацию. В
конце концов, любой товар имеет свою цену. "Вообще-то я доволен машиной и,
наверное, если бы 'ЛокАвто' честно признался, что она была качественно
отремонтирована после удара, не стал бы отказываться от покупки,-- рассуждает
владелец 'аутлендера' Юрий.-- Но я мог бы потребовать серьезную скидку". Как раз
это, очевидно, пока не входит в планы торговцев.
|
|