Двойной угон
Как избежать неприятностей при покупке подержанной машины
Многие покупают автомобиль по объявлению в газете. Этот способ хотя и
популярный, но рискованный. Например, номера агрегатов автомобиля
оказываются "перебитыми", а выясняется это уже на этапе регистрации.
Бывает, что сотрудники ГИБДД допускают нарушения при постановке машины
на учет, а в результате автовладелец остается и без машины, и без денег.
О "подводных камнях" покупки автомобиля рассказывает адвокат Московской областной коллегии адвокатов Сергей КУЗНЕЦОВ.
-- В последнее время участились случаи, когда законопослушные граждане
покупали машины, с которыми возникали проблемы при регистрации в ГИБДД.
Сотрудники милиции при этом неправильно оформляли документы, а
покупатели по незнанию воспринимали все происходящее как должное.
Например, читатель "Известий" Николай Заливин приобрел автомобиль
ВАЗ-2105, оформил сделку через комиссионный магазин и через пару дней
обратился в автоинспекцию с просьбой зарегистрировать машину. Здесь
выяснилось, что авто со схожими номерами агрегатов числится в розыске.
Покупателю в регистрации отказали и направили на экспертизу в
Экспертно-криминалистическую лабораторию. Там определили, что номера
агрегатов автомобиля "перебиты", и подтвердили, что машина действительно
числится в розыске.
С этого момента начались "чудеса". Машину незадачливому покупателю не
вернули, а поставили на специализированную стоянку. Заметим, что в такой
ситуации милиционеры должны были с участием понятых составить акт об
изъятии, а "предъявителю транспортного средства" выдать талон этого
акта. Кроме того, необходимо оформить протокол задержания транспортного
средства. Этот документ составляют в двух экземплярах, один из которых
обязательно передают "предъявителю ТС". Ни одного из этих документов
Николай Заливин не получил, а через некоторое время и вовсе узнал, что
машина была передана владельцу, заявившему о ее угоне несколько лет
назад.
Здесь допущено еще одно распространенное нарушение. Передача автомобиля
прежнему владельцу была проведена без Заливина, хотя закон требует его
присутствия. В результате добросовестный приобретатель оказался у
разбитого корыта -- ни денег, ни машины, ни ее следов. В такой ситуации с
жалобой на действия сотрудников МВД следует обратиться в прокуратуру.
Если после покупки подержанной машины вы попадаете в подобную ситуацию,
то следует настаивать на передаче вам или вашим родственникам машины на
хранение по письменному поручению следователя под сохранную расписку до
выяснения всех обстоятельств дела. Зарегистрировать машину в это время
нельзя, но она по крайней мере останется у вас.
Если же автомобиль все-таки был передан прежнему владельцу, необходимо
подумать о возмещении ущерба. Добросовестному приобретателю следует
обратиться в суд с иском к продавцу о возмещении понесенных им убытков.
Если машина продана не самим владельцем, а его представителем,
действующим по доверенности, то иск все равно нужно предъявлять
владельцу.
Если причиной неприятностей были нарушения (или бездействие) сотрудников
ГИБДД при снятии или постановке машины на учет, то иск с требованием о
возмещении ущерба можно предъявить и ГИБДД.
Все затраты на улучшение автомобиля, а также другие траты (например,
плата за стоянку) за то время, пока машина находилась в вашем
распоряжении, должны быть компенсированы собственником автомобиля. Сумма
компенсации не должна превышать размера увеличения стоимости автомобиля.
То есть если вы поставили на "старушку-копейку" магнитолу за 500
"баксов", а ее рыночная цена из-за этого выросла на 50 "зеленых", то вот
на эти дополнительные полсотни вы и можете претендовать.
"Известия",
№ 217 (25809) от 17.11.2000
Московское агентство
по розыску машин специализировалось на
их угонах
У директора одного из столичных
театров украли машину, а через неделю он
обнаружил у себя в почтовом ящике рекламную
листовку: “Детективное агентство “Орион”
оказывает конфиденциальные услуги по
поиску пропавших автомобилей, катеров и
других транспортных средств”.
Пропажа нашлась на удивление
очень быстро, но за это пострадавшему
пришлось всерьез раскошелиться. Лишь
спустя несколько месяцев выяснилось, что
сотрудники агентства сами же и украли
автомобиль.
Интернациональная группа
автомобильных угонщиков из России, Украины
и Молдовы посчитала, что перепродавать
ворованные машины очень хлопотно. Гораздо
проще получить гонорар с самого владельца
авто. Во-первых, сильно укорачивается
цепочка посредников. Во-вторых, опасность
заведения уголовного дела минимальна.
Зарегистрировав частное
детективное агентство, аферисты сразу
взялись за дело. Угнанные автомобили
ставились в подземный отстойник. А через
две-три недели владельцы машин в своих
почтовых ящиках находили вышеозначенную
листовку.
Бизнес действовал безотказно,
ведь практически все граждане, лишившиеся
транспорта, звонили по указанному телефону.
Понять их можно: милиция находит лишь один
из десяти угнанных автомобилей. “Орион” же,
как убедились автовладельцы, свои обещания
выполняет, находя пропавшие машины. Правда,
многих граждан поначалу смущали цены -- 20-25%
от стоимости авто. Но в конце концов даже
самые прижимистые клиенты соглашались на
предложенные условия...
"АиФ-Москва",
16.01.2002
Об угонщиках машин и их помощниках из ГИБДД
рекомендую посмотреть фильм 2009 года "Мертвая
зона. Часть 2." из цикла Аркадия Мамонтова "Специальный корреспондент"
|