|
Здоровье купишь?
Платных медуслуг становится все больше, но их качество вызывает сомнения
Диана Евдокимова. Новые
Известия, 19 мая 2015
На днях Росстат опубликовал данные опроса, согласно которым
доверие россиян к здравоохранению в стране за последние три года значительно
снизилось. Доля недовольных качеством работы отечественных медучреждений выросла
с 19,5% в 2011 году до 30% в 2014 году. Также почти в два раза (с 5,7% до 11,1%)
увеличилась доля тех, кто считает, что необходимое лечение можно получить только
на платной основе. Тем не менее, как выяснили «НИ», и платная медицина – не
панацея. Законы рынка заставляют коммерческие медучреждения ориентироваться на
прибыль и лишь во вторую очередь заботиться о качестве услуг. Поэтому сегодня
найти хорошую платную клинику не так уж и просто.
 |
Инъекции коммерции пока плохо лечат болячки российской медицины.
Фото: STOCK |
На прошлой неделе президент фонда помощи хосписам «Вера»
Нюта Федермессер опубликовала на своей странице в социальной сети
Facebook пост о том, как она решила проверить достоверность сведений,
указанных в рекламе клиники, предоставляющей услуги платного хосписа.
Сайт этого учреждения ярко расписывает преимущества платного хосписа над
бесплатным. Пациентам предлагались «лучшие условия пребывания, более
высокий уровень специального ухода, наличие в достаточном количестве
любых обезболивающих препаратов, повышенная комфортность палат (включая
многофункциональные кровати, кондиционер, холодильник, телевизор,
санузел), лучшее питание, соответствующее домашнему, приготовленное с
учетом индивидуальных предпочтений каждого пациента». Прочитав все это,
г-жа Федермессер решила лично обратиться в клинику, позвонив по
указанному телефону. «Говорю: маму отказываются положить в хоспис, нет
места, дома не справляемся с обезболиванием, у нее пластырь Дюрогезик и
морфин, можете положить к себе? У вас есть обезболивание? И у нее еще
калостома и цистостома, пролежни и уход трудный, плохой характер
(короче, типичный пациент нашего хосписа)», – пишет Нюта. Ответ ее
разочаровал. В хосписе сообщили, что своих наркотиков у них нет, но они
могут принять пациента с его собственным обезболивающим. Также у г-жи
Федермессер уточнили, есть ли у нее сиделка.
В Интернете есть сайт spr.ru, на котором пациенты
оставляют свои отзывы – в частности, и об этом учреждении. Интересно,
что положительные отклики написаны от имени людей, которые там
вылечились или получили качественную реабилитацию. Отзывы же об услугах
хосписа – негативные.
«Положили папу в хоспис. С первого дня начались
предложения оплатить дорогостоящее лечение, но мы отказались, т.к. у
папы последняя стадия рака печени, в брюшной полости уже жидкость. Папе
84 года, его уже не вылечить, и мучить лишними процедурами незачем.
Оплатили 100 тыс. рублей. Врач при каждой встрече на вопрос, что с
папой, только отвечает, что мы не оплатили лечение и нечего его
спрашивать о состоянии», – пишет в апреле одна из клиентов хосписа
Марина.
«Все, что написано на их сайте, – неправда. Есть только
выкачивание денег и вранье», – пишет в сентябре Лада Рогожина, которая
надеялась, что этот хоспис облегчит жизнь ее маме с четвертой стадией
рака. В итоге г-жа Рогожина оказалась недовольна уходом и врачами. В
частности, ее маму самостоятельно перевели в бесплатную больницу, заявив
об ухудшении состояния, при этом дезинформировав о том, в какую именно.
Женщина всю ночь искала, куда же перевезли ее мать. «Остается только
добавить, что за 5 дней пребывания мамы в этом заведении мы заплатили
50?тыс. рублей», – пишет она.
Количество платных услуг в стране сегодня растет.
Согласно недавнему отчету Счетной палаты, их объем в 2014 году по
сравнению с 2013 годом вырос на 24,2%. Примерно 11,1% населения страны
сегодня считает, что качественное лечение можно получить только за
деньги. К сожалению, некоторые из платных медучреждений больше следуют
законам бизнеса, нежели клятве Гиппократа. Честную клинику найти не
всегда легко.
О своем опыте работы в частной медицине «НИ» поведала
бывшая сотрудница коммерческой клиники Маргарита Преснякова. «Все
лечение действительно было нацелено на получение прибыли, – рассказывает
она. – Больница давала рекламу, предлагая сделать множество анализов за
2900 рублей. При таком количестве анализов у взрослого человека всегда
можно найти какие-то отклонения. В результате каждого пациента начинали
запугивать, доказывая, что его небольшие проблемы могут перерасти во
что-то серьезное и необходимо обязательно пройти курс лечения. Хотя на
самом деле человеку мог требоваться, например, просто здоровый сон в
течение некоторого времени, а не принятие множества препаратов». В
итоге, по словам г-жи Пресняковой, пациент оставлял в кассе 15–20 тыс.
рублей. «Если вы видите рекламу, в которой за небольшую сумму вам
предлагают сдать множество анализов, знайте – вы оставите в этой клинике
гораздо больше денег», – говорит собеседница «НИ». Она добавляет, что
зарплата врачей зависела от количества пациентов и тех денег, с которыми
люди в итоге расставались. «Это как в магазине, когда вам стараются
предложить купить еще и эту вещь, и другую. Многим врачам подобная
установка руководства не нравилась», – замечает Маргарита Преснякова.
Еще ее возмущал запрет руководства сообщать пациентам названия
препаратов, которыми их лечат.
У Андрея Сергеева из Санкт-Петербурга есть опыт работы
как в государственной, так и в частной медицине. Сейчас он является
генеральным директором медицинских центров и довольно критично смотрит
на бесплатное медобслуживание. «Государственный врач работает на
руководство, выполнение формальных требований и стандартов, а не на
пациента. В частной же медицине работают на результат, положительный
отзыв от клиента», – говорит «НИ» г-н Сергеев.
Он замечает, что переизбытка профессионалов в сфере пока
еще нет, но конкуренция в последнее время растет. По его словам, 80%
клиентов, перед тем как пойти к врачу, смотрят на отзывы своих знакомых
и в Интернете. «Конечно, везде в частных медучреждениях есть планы по
прибыли. Везде у врачей небольшой оклад, и основной заработок основан на
процентах. Это рыночные отношения. Выживает сильнейший», – признается
г-н Сергеев, добавляя, что основная разница все же в подходах к
увеличению дохода. По его мнению, если клиника строится вокруг одного
врача, который заслужил уважение пациентов, то она будет бережно
относиться к своему имени и бренду. Такие медцентры ориентируются на
качество, а потом на прибыль. Если же клиника создается изначально как
бизнес-структура, то там могут действовать совершенно иные стандарты.
Платная медицина сегодня, по мнению президента «Лиги
пациентов» Александра Саверского, очень неоднородна: «Есть компании,
которые чтят свое имя и традиции и не устраивают конвейера по
зарабатыванию денег, а есть те, которые изначально созданы для получения
прибыли». Он заметил, что, к сожалению, вторым грешат даже известные
бренды. «Основной тезис против платной медицины второго типа состоит в
том, что она представляет собой бизнес на страхах в условиях асимметрии
информации. Человека запугивают, а потом заставляют подписывать договор
на услуги. Однако пока у нас не понимают, что в данном случае воля
пациента для вступления в сделку подавлена и он не способен адекватно
оценивать свои действия. Человеку плохо. Ему нужна помощь, а не
договор», – объясняет президент «Лиги пациентов». По его словам, сегодня
в платной медицине не менее 50% услуг являются навязанными, особенно в
стоматологии. Александр Саверский опасается, что растущая популярность
платной медицины приведет к ухудшению качества оказываемых услуг. «Любой
бизнес стремится сократить издержки и увеличить расходы. В итоге врачи
начнут преувеличивать диагнозы, сокращать качество лечения, используя
более дешевые, но не всегда лучшие препараты», – заметил эксперт.
Собеседник «НИ» советует при первых же сомнениях в
качестве услуг платной клиники обратиться в бесплатную. «Истина будет
где-то посередине», – полагает Александр Саверский.
|
|