Аферы Подделки КриминалАферы  Нищенство

Главная ] Вверх ] Невольники XXI века ] Личина нищенской мафии ] Христарадники ] Богатые нищие ] [ Улица Христа ради ] Живой реквизит ] Дети как элемент нищенства ] Глухая мафия ] Кто держит папереть ] Три мафии и нищенство ] От сумы не зарекайся ] Бизнесмены в лохмотьях ]







 

Улица Христа ради

Мы нашли самое «хлебное» место для попрошаек в России. Нищие собирают 40 тысяч рублей в день благодаря Матроне Московской

 МК, 27 мая 2015.

У столичных побирушек есть свой «Москва-Сити» — место с наилучшими условиями для их нищенского бизнеса. Это окрестности Покровского ставропигиального женского монастыря на Таганке. На его территории находится храм с мощами блаженной старицы Матроны, почитавшейся как прорицательница и чудотворица уже при жизни. Люди ежедневно идут к Матронушке — чтобы приложиться к мощам и попросить святую о заступничестве перед Богом.

Для нищих это практически неиссякаемый источник дохода. А пятачок земли рядом с Покровским монастырем, по мнению экспертов, является самых хлебным местом для попрошаек во всей России.

Кто они, эти люди, эксплуатирующие веру в милосердие? И стоит ли их поощрять? В этом разбирался «МК».

Нищие собирают 40 тысяч рублей в день благодаря Матроне Московской
Фото: Геннадий Черкасов

Каждый день к Матроне приходит до трех тысяч паломников, в выходные — до 25 тысяч, в престольные праздники — до 50 тысяч человек. Есть немало свидетельств, когда прихожане через небольшое время после «визита» к святой разбирались в себе, справлялись с трудностями. Скептики и психологи говорят о самовнушении, верующие называют происходящее чудом.

А еще каждый вечер у стен монастыря происходит чудо исцеления. Семь калек, просящих милостыню в течение дня, встают с инвалидных колясок, отбрасывают костыли и отправляются по домам на своих двоих. Правда, православная церковь вряд ли когда-нибудь признает этот факт чудом. Тем более что на следующее утро их болезни возвращаются — и «калеки» вновь выходят на «лечение». А паломники, направляющиеся в монастырь, продолжают подавать «инвалидам» милость.

Каждый день к Матроне приходит до трех тысяч паломников
фото: Кирилл Искольдский

На смену цыганам пришли бабушки славянской внешности

Попрошайки встречаются на протяжении всей дороги к храму. На Таганской улице, при выходе из станции метро «Марксистская», на расстоянии в несколько десятков метров друг от друга всегда сидят две-три пожилые женщины.

— Бабушки тут работают не первый год, — говорит лидер общественного движения «Альтернатива» Олег Мельников, согласившийся раскрыть мне околоцерковные секреты. — Одно время по дороге от станции метро к монастырю стояло много цыган. Потом им как-то разом перестали подавать по всей России, и на смену пришли бабушки славянской внешности. А цыгане переместились к мечетям. Самое печальное, что мусульмане тоже подают им. В исламской традиции, как и в христианской, милостыня тоже приветствуется.

На смену цыганам пришли бабушки славянской внешности
фото: Наталья Мущинкина

Половину заработанного «таганские» бабушки отдают «хозяину», половину оставляют себе, продолжает мой собеседник.

— Половина — это прилично? — интересуюсь у Олега.

— Половина — это 15–20 тысяч рублей.

Прикидываю общий доход: 40 тысяч рублей в месяц — не каждый москвич имеет такую зарплату. А 20 тысяч — весьма приличная прибавка к пенсии.

— Ольга, вы не поняли: 15–20 тысяч рублей — это не в месяц, а в сутки, — огорошивает меня собеседник. — Эти цифры я беру не с потолка. Когда я под видом нищего просил милостыню, минимально в час зарабатывал 700 рублей, максимально — 3500. В среднем выходило от 1500 до 2000 рублей в час.

15–20 тысяч рублей — это не в месяц, а в сутки
фото: Геннадий Черкасов

Н-да-а... Если на расстоянии километра от обители попрошайки имеют такие доходы, сколько же получают околомонастырские «калеки»?

Средоточие нищих начинается у Таганского ЗАГСа (он находится в непосредственной близости от монастыря). Это заведение, кстати, побирушки ненавидят. Десятки машин, сотни новобрачных и гостей в физическом смысле перекрывают «дорогу к храму». И, ясное дело, женихам и невестам не до нищих. «В субботу — главный свадебный день — доход попрошаек снижается процентов на тридцать, хотя основная масса людей идет к Матроне именно в выходные», — поясняет Олег.

У ворот замечаю женщин, бойко торгующих гвоздиками, розами и лилиями. Дело в том, что Матрона всегда любила цветы, поэтому верующие стараются принести в монастырь хотя бы скромный букетик. Но далеко не каждый задумывается о заблаговременной покупке подарка — хотя бы на выходе из станции метро. Многие доходят до монастыря и обнаруживают, что цены на живой товар здесь повыше, чем в среднем по городу. Заработать можно даже простой перепродажей цветов, купленных в паре кварталов от места паломничества, не говоря уже об оптовых закупках. В ларьке гвоздичка стоит 40–50 рублей, а у входа в монастырь — 70–80. Но редкий паломник станет жадничать. Между тем прибыль с одной гвоздички составляет 30 рублей, с десяти — 300 руб., со ста — 3 тысячи руб.

В любое время года в любой день цветочники имеют гарантированный источник дохода. Впрочем, за заработками профессиональных нищих торговцам не угнаться.

— Небольшой клочок земли непосредственно у Покровского монастыря является самой хлебной точкой заработка профессиональных нищих в столице, да и в России — это я вам ответственно заявляю, — продолжает Олег. — В течение дня, просто сидя в инвалидной коляске, «калеки» зарабатывают до 50 тысяч рублей. В праздники им могут «накидать» и 60–70 тысяч.

Из других «доходных мест» подобного уровня — площадь Павелецкого вокзала и переход у станции метро «Алексеевская». Но они все же уступают пятачку у Покровского монастыря.

«Люди почитают нас за избранников Божьих»

Никогда не забуду циничных откровений лжекалек. На подающих милостыню они смотрят исключительно как на объект личного обогащения. И особо не скрывают этого.

— Самые щедрые знаете кто? Простаки, приехавшие к Матроне из регионов, — рассказывал мне один из профессиональных нищих. — Они даже не из корысти дают нам, типа чтобы спокойствие купить, а по доброте душевной. Нам того и надо. Муками совести здесь никто не страдает. Кинет бабулька «сотку», а я посмотрю на нее жалостливо, здоровьица пожелаю да крестом осеню — так она мне еще купюру положит.

Во двор монастыря попрошаек не пускают охранники. Но они прекрасно чувствуют себя и у стен.

— Люди почитают нас за избранников Божьих, — откровенничает попрошайка. — Бывает, нажрется кто, на землю повалится, руку выставит — еще больше подают. Думают, наверное, что падучая напала. Но вообще бухаем мы редко — мы же не алкаши какие!

Сильно напиваться нельзя, иначе можно потерять контроль над ситуацией. Дело в том, что по закону жанра на глазах публики должны быть только монетки. Бумажные деньги убирать надо сразу, иначе перестают подавать.

Во двор монастыря попрошаек не пускают охранники. Но они прекрасно чувствуют себя и у стен
фото: Кирилл Искольдский

Но даже и это обстоятельство отнюдь не главное в почти что «монастырском» образе жизни профессиональных побирушек. «Точка у стен Покровского монастыря отличается от прочих, — говорит Олег. — В основном здесь попрошайничают местные жители. Они действительно не алкаши. Почти все живут рядом с храмом. За многими после «работы» приезжают на хороших иномарках, такси. Да у них и у самих есть личные автомобили. «Нищие» сидят у монастыря по доброй воле. Здесь нет «рабов», которых насильно привлекают попрошайничать. Все — добровольцы».

Как можно попасть в мафию у монастыря? «Очень сложно, — отвечает Олег. — Как правило, через знакомых знакомых. Но именно на эту «точку» уже никого не пустят — во всяком случае, на постоянное место «работы».

У храма Матроны, как, впрочем, и в других местах, стоит строго определенное количество попрошаек. Больше «нормативного показателя» их быть не может. Принципы, просчитанные месяцами и годами, такие: у стен монастыря должны трудиться девять «работников» в выходные и семь — в будни. В день может стоять не больше двух инвалидных колясок. Если больше — обесценивается факт «безногости», и деньги кидают не так щедро. Но и присутствие только одного колясочника подрывает «экономику» бизнеса — он в любом случае соберет меньше купюр, чем вдвоем с коллегой. Иногда, правда, мошенники экспериментируют.

— Видите, парень сидит на табуретке? Сколько я помню, он был в инвалидной коляске, рядом стояли два костыля, — подмечает мой сопровождающий. — Но как бы ни было, вечером прохожие увидят его на двух ногах, совершенно нормально передвигающегося до своей машины.

«Увидели батюшку с протянутой рукой? Это мошенник»

Изредка, правда, к стенам монастыря все-таки прибиваются неместные.

— О, новая бабуля, раньше я ее здесь не видел, — говорит Олег.

Подходим. На вид бабушке лет 75. Одета чистенько, улыбается, глаза добрые-добрые. Говорит, что приехала к Матроне из Тверской области, теперь собирает деньги на обратную дорогу.

— Давно сидите?

— Час, внученька. Я здесь первый раз.

Правда, через некоторое время бабуля проговаривается, что уже была здесь: «Меня никто не обижает. Я обычно немного сижу, часа по два».

— И сколько собираете?

— Как когда. Сегодня я набрала 400 рублей.

— Хватит этой суммы вам на дорогу?

— Хватит. Сейчас собираться буду.

Может, я неважный психолог, а может, бабуля — гениальная актриса, но в общем и целом я ей поверила.

— Бабуля врет, — делает вывод Олег, как только мы отходим от «тверичанки». — Сидит она здесь не час, а гораздо больше, и собрала, думаю, несколько тысяч рублей.

В покровский маонастырь верующие идут поклониться мощам Матроны Московской
фото: Кирилл Искольдский

Я удивляюсь: неужели в таком возрасте можно врать напропалую?

— Ох, я еще и не такое видел, — усмехается Олег.

Любопытствую: как нищие сосуществуют под стенами монастыря? Не конфликтуют?

— Нет, смотрящий такие вещи сразу пресечет.

— А где смотрящий?

— Он всегда рядом. Хотя мы его не видим. Но если сейчас встанем в один ряд с попрошайками или будем с ними долго говорить, он подойдет.

К нам так никто и не подошел. То ли нас не сочли «угрозой» бизнесу, то ли решили не связываться с Олегом: во время своего эксперимента (он просил милостыню, сидя в инвалидном кресле) Олег доставил немало неприятностей околомонастырской мафии. «Когда я стоял, подошел смотрящий и начал угрожать. Участники нашего общественного движения взяли его под белы рученьки и сдали в полицию. А священник, собиравший пожертвования неподалеку, на поверку оказался зэком с пятью судимостями и не имел ни малейшего отношения к храму, — вспоминает активист. — Служители церкви, к слову, вообще не просят подаяния за пределами культовых сооружений. Увидели священника с протянутой рукой — с большой долей вероятности это мошенник».

— Есть надежда, что нищенский бизнес прекратит свое существование?

Олег задумывается.

— Да. Наперсточники-то, например, ушли, поскольку народ в конце концов осознал, что это чистой воды мошенничество. Так и с попрошайками. Главное — убедить людей не подавать им. Многие нищие несоизмеримо богаче тех, кто кидает им деньги. И об этом нужно помнить.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев:

— Что движет людьми, подающими милостыню? Исторически к нищим в России всегда относились с пониманием. Согласно православной традиции принято было помогать бедным. И нищие пользовались этим еще сотни лет назад. Но сейчас ситуация дошла до абсурда. Больше 90% попрошаек — или мошенники, как у храма блаженной Матроны, или рабы, которых калечат, чтобы они вызывали у подающих больше жалости. Есть псевдоправославные секты, которые собирают у церквей и переходов средства якобы на помощь больным детям, но на деле эти деньги оседают в карманах руководителей этих сект.

В ближайшее время мы собираемся вместе с МВД провести конференцию, посвященную проблеме мошенничества под видом сбора подаяний. Представители силовых структур отмечают, что оборот в этом, с позволения сказать, бизнесе составляет миллиарды рублей в одной только Москве. И если бы сворованные деньги попадали по назначению — к инвалидам, больным детям, — в социальной сфере произошел бы прорыв. Я советую: если хотите, чтобы деньги пошли куда надо, жертвуйте непосредственно в храмах или работайте со специализированными, хорошо зарекомендовавшими себя фондами.

Справка «МК»

В 1635 году царь Михаил Федорович в память своего родителя — патриарха Филарета, основал мужской монастырь на месте кладбища бездомных и странников. Монастырь был достроен при царе Алексее Михайловиче за счет средств, полученных благодаря сдаче в аренду землевладений, отчего в простонародье назывался «комнатным». Затем был возведен каменный собор Покрова Богородицы, церковь Воскресения Словущего и трехъярусная колокольня. В 1929 году монастырь закрылся.

24 ноября 1994 года Священный синод принял решение о возрождении Покровского монастыря в качестве женской монашеской обители. 1 мая 1998 года из могилы на Даниловском кладбище Москвы в монастырь перенесли останки Матроны Никоновой. 2 мая 1999 года Матрона была прославлена в лике местночтимых святых как «блаженная Матрона Московская», а в 2004 году на Архиерейском соборе состоялась общецерковная канонизация. По данным на 2014 год, в монастыре проживало 50 сестер.

Адрес: улица Таганская, 58. Режим работы: воскресенье — с 6.00 до 20.00, остальные дни — с 7.00 до 20.00. После восьми часов вечера через ворота на территорию монастыря охрана никого не пускает. Но и никого не заставляет покинуть территорию. Снаружи одного из храмов висит икона Матроны (через стену находится рака с мощами). К ней всегда стоит очередь. Пока последний человек не поклонится иконе, ворота монастыря работают на выход.

Матрона Московская (Матрона Дмитриевна Никонова; 10 (22) ноября 1881 года, деревня Себино, Епифанский уезд Тульской губернии, — 2 мая 1952 года, Сходня, Московская область) — святая Русской православной церкви.

Ольга Грекова

Ссылки по теме:


Назад Далее


 


При любом использовании материалов сайта или их части в сети Интернет обязательна активная незакрытая для индексирования гиперссылка на www.aferizm.ru.
При воспроизведении материалов сайта в печатных изданиях обязательно указание на источник заимствования: Aferizm.ru.

Copyright © А. Захаров  2000-2017. Все права защищены. Последнее обновление: 06 ноября 2017 г.
Сайт в Сети с 21 июня 2000 года

SpyLOG Яндекс.Метрика   Openstat   HotLog