Аферы Подделки КриминалАферы Туризм

Главная ] Вверх ] Безопасность на отдыхе ] 10 способов обмана туристов ] Время дикарей ] По непроверенным чемоданным ] Отдых без гарантий ] [ Как вернуть деньги ] Визовая подножка ] Особенности отдыха в Тунисе ] Как выбрать турфирму ] Путевки с подогревом ]






Я не сомневаюсь в том, что прекрасным вариантом проживания гостиница Крокус Экспо является.


 

Как вернуть деньги за испорченный отдых

Все о новых правилах подачи претензий

Марина Великанова, Ирина Ринаева. Московский комсомолец, 4 августа 2007

Этим летом вступили в силу поправки к закону “О туристической деятельности”. Новшества касаются всех российских туристов: среди прочего, изменились правила, по которым нам будут возвращать деньги за испорченный отдых. Пока для обычных граждан применение нового закона — темный лес. А специалисты не могут привести еще ни одного случая обращения за компенсацией по новым правилам. “Турклуб” выяснил, к чему готовиться обиженным турфирмами.

Турецкий курорт

ШАГ ПЕРВЫЙ: доверяй, но проверяй

На рынке работают фирмы-туроператоры — те, кто “придумывает” и разрабатывает туры, и фирмы-турагенты — те, кто продает клиентам уже готовый продукт туроператоров. Проще говоря, разница — как между фабрикой и магазином. По новому закону главная ответственность за испорченный отпуск ложится именно на туроператоров. Ведь это они бронируют гостиницы, ведут все переговоры с принимающей стороной и прочая.

С 1 июня все туроператоры России обязаны иметь финансовую гарантию в банке или — по выбору — договоры страхования ответственности со страховыми фирмами.

Зачем это нужно? “На пальцах” можно объяснить так: раньше подставившая вас фирма могла сказать: “Ой, у нас на счету ну совсем нет денег!” И исчезнуть. Теперь выплаты — если, конечно, есть все подтверждения вашей правоты — гарантируют страховщики и банкиры. А без таких гарантий турфирму не внесут в Единый федеральный реестр. Если ее там нет — ее деятельность считается незаконной (реестр вы можете найти на сайте Ростуризма www.russiatourism.ru), и никаких компенсаций в случае невыполнения ею обязательств вы не получите.

Поэтому если вы покупаете поездку напрямую у туроператора (они торгуют и “в розницу”), обязательно проверьте его по реестру и потребуйте фингарантию или страховой договор. А перед приобретением путевки в агентстве узнайте, какой туроператор будет обслуживать вас в поездке. Попросите показать договор между оператором и агентом, где опять-таки должно говориться о страховке или фингарантии. (И снова — проверочка по реестру, да еще желательно позвонить туроператору, чтобы удостовериться в подлинности договора с агентом).

ШАГ ВТОРОЙ: собираем доказательства

Итак, после безнадежно испорченного отпуска вы вернулись домой. Куда идти с “кляузой”?

В любом случае общения с туроператором вам не миновать. Теоретически можно решить вопрос и “полюбовно”, но далеко не факт, что сроки не затянут, а там вы и потеряете право пойти более “жестким” путем.

Поэтому стоит подать туроператору письменную претензию “в пакете” со всеми собранными вами свидетельствами. Если у туроператора фингарантии в страховой компании, на наш взгляд, вам повезло больше — правила более прозрачные и единые для всех страховщиков. Если же гарантия в банке, то тут единого стандарта нет.

Начнем с примера “страховой” гарантии. Как мы поняли, для пущей надежности претензию стоит подать и туда. Причем не позже, чем через 20 дней после возвращения из тура. Все документы на иностранных языках должны быть переведены на русский и нотариально заверены...

В любом случае туроператор обязан известить страховщика о конфликтной ситуации, и дальше они будут действовать вместе.

Положим, после “внутреннего расследования” ваш случай признан страховым, и размер выплаты вас устраивает. Тогда не позже, чем через 30 дней, вы получите денежки — или напрямую от туроператора (страховка потом ему компенсирует), или от страховой фирмы.

Если же вам дают отказ или вы не согласитесь с предложенной суммой, дорога одна — в суд. Стоит учесть, что моральный вред и “упущенную выгоду” (к примеру, из-за нервотрепки за границей у вас сорвались важные переговоры) страховка вам не возместит. С этими “пунктами” опять-таки надо идти к судье.

А что делать, если у оператора банковская гарантия? В каждом банке свои правила, которые почему-то особо не афишируются. Но общие принципы такие: вы можете обратиться в банк, только если у вас есть письменный отказ туроператора в удовлетворении претензии или решение суда. По каким критериям банки выносят свои решения, если в суд вы еще не ходили, — полная загадка.

Интересно, что, посетив сайты нескольких ведущих турфирм, мы не обнаружили никаких “расшифровок” и правил их фингарантий...

Если отпуск сорвался

Вы уже заплатили за поездку, но так в нее и не отправились. Случай печальный. Если такое произошло по вашим личным обстоятельствам, то многое зависит от условий договора с фирмой и сроков отказа. Одно дело, когда вы известили агентство о невозможности поехать в тур за месяц, и совсем другое, когда планы поменялись буквально накануне. Еще один важный критерий — причина невыезда. В каких-то агентствах могут “войти в положение” и вернуть, скажем, деньги за отель и трансфер, если фирмачи его еще не оплатили. В других — лишь скажут “увы”. Между прочим, отказ в визе — не повод возвращать вам деньги. Если только сама компания не потеряла где-то по дороге в посольство документы.

Впрочем, есть такая интересная штука, как страховка от невыезда, которую предлагают в некоторых турфирмах (в этом случае они действуют как поверенные страховых компаний). За нее вы платите от 3 до 8 процентов от цены путевки. Вот тут-то, если визу вам не дали, вы получите все деньги обратно. Как и в случае веских причин для отказа от тура (например, смерть близких; болезнь ваша или близкого человека, требующая лечения в стационаре и возникшая не позже чем за 15 дней до выезда; необходимость явки в суд).

Если же поездка сорвалась по вине турфирмы, в течение десяти дней предъявляйте претензию по описанной выше схеме.

Если рейс задержали

Накладки с авиарейсами — самая распространенная “подстава” в путешествиях. Увы, увы — турфирмы здесь в стороне, за все отвечают авиакомпании. Претензии в течение 20 дней надо направлять им. Но в лучшем случае деньги вы получите смешные: по 25% от минимальной зарплаты (25 рублей) за час задержки. При том, что в Западной Европе пассажиры за такие же мытарства получают от 250 до 600 евро! Минтранс все сулит, что через годик наши штрафы повысятся. Дождемся ли?

Если перевозчик в выплате отказывает, надо обращаться в суд. Но кто ж сейчас за такие “слезы сиротки Анюты” будет по судам таскаться?! Между тем, если турист отказывается от полета, с него снимают четверть стоимости билета...

СЛУЧАИ ИЗ ЖИЗНИ

Вот что пишут в Интернете о неудачном отдыхе.

“В Турции мы встретили на отдыхе пару из Москвы. Молодые купили в Белокаменной 2 путевки в Кемер, в только что построенный пятизвездочный отель. По утверждениям сотрудника турфирмы, отель был один из лучших, а для удобства туристов там введено новшество — подземный спуск к пляжу прямо из холла отеля. Представьте их первый день отдыха, когда выяснилось, что верхние этажи отеля еще достраиваются, а подземный спуск только в проекте. Когда ребята вернулись, они потребовали возмещение ущерба, но в турфирме ответили: “Нас турки обманули, сказали, что все готово”.

“Я с отцом решил поехать отдохнуть в Египет, и мы, когда ехали с экскурсии, перевернулись на автобусе (слава Богу, никто не погиб). На следующий день, когда мы обратились с претензией к турфирме, нам сказали, что если никто не умер и сильно не пострадал, то это не страховой случай! Мол, максимум, что мы можем для вас сделать, — это предоставить врача... На следующий день пришел врач, и, посмотрев одного человека, он сбежал!!!”

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

— Судебная практика по новой редакции закона “Об основах туристической деятельности” еще не сложилась, идет лишь процедура приведения подзаконных актов в соответствие с новыми нормами, — говорит глава юридического отдела общества защиты прав потребителей “Общественный контроль” Павел МОРОЗОВ.

— А вообще часто ли наши туристы выигрывают суды у фирм?

— При самостоятельном обращении в суд статистика нам неизвестна. Но при поддержке юристов — довольно часто. Размеры компенсаций — от 10 до 13 тысяч рублей по мировому соглашению. Самая большая компенсация на моей памяти — что-то около 250 000 рублей в пользу туриста.

Или, например, в феврале 2006-го Бутырский райсуд принял решение: взыскать с фирмы в пользу потребителя С. стоимость несостоявшегося по вине фирмы тура, неустойку, компенсацию морального вреда, почтовых расходов и затрат на оплату юридических услуг. Всего — 229 700 рублей.

А в ноябре прошлого года Савеловский суд вынес вердикт в пользу потребителя К. по тому же “списку” — 69 087 рублей плюс штраф и госпошлина в размере 28 777 рублей 30 копеек.

— Какой путь все же предпочтительнее — договориться с агентством или идти в суд?

— Как правило, фирмы договариваются на выгодных для себя и, соответственно, не таких уж выгодных для потребителя условиях. Но если это потребителя устраивает — нет проблем. Через суд можно получить гораздо больше. Однако на это уйдет много сил и времени.

ГДЕ ГОРИТ

Болгария — горят центральная и горная части страны. В тушении задействованы все силы пожарной охраны, военные и добровольцы.

Греция — жара наконец отступила. В пригороде Афин и курортах Халкидики, на островах Крит и Родос очагов возгорания зарегистрировано не было.

Италия — ситуация в области Апулия нормализовалась. Но в результате пожаров сильно пострадал город Пескичи.

Испания — огонь нанес огромный ущерб Канарским островам Тенерифе и Гран-Канария. Более 2000 человек было эвакуировано из курортных городов Моган и Тельде.

Румыния — 50 гектаров леса охвачены пожарами на юго-западе. Огонь угрожает природному заповеднику Топлец, где расположены зоны отдыха и детские лагеря. Туристов продолжают эвакуировать.

Хорватия — по официальному заявлению Национального туристического офиса Хорватии, северную часть (регионы Истрия и Кварнер) огонь не затронул. Есть очаг возгорания в глубине материка за Задаром и на маленьком острове Шолта, а также в горах за Дубровником, но это не угрожает туристам.

Черногория — от пожаров пострадал курортный город Будва.

Комментарий к статье

Нашли тоже эксперта... У любого туроператора имеются свой юридический отдел - там сидят прожженные специалисты по отбиванию претензий. При отправке 300 тысяч туристов в год даже если каждый сотый будет чем-то недоволен, то при составе семьи 2 человека (на самом деле в среднем чуть больше) вы получите за год полторы тысячи претензий (на самом деле побольше, но возьмем по минимуму) - и так оно есть.

По каждой претензии юридический отдел выдает свое заключение - стоит ли доводить до суда - какие шансы выиграть дело. Ведь претензии бывают совершенно абсурдными с точки зрения закона, а потребитель остается недоволен. Ну в таком случае пусть идет в суд - дело мы выиграем, а он еще и пошлину заплатит... А если претензия серьезная и справедливая - ну что ж - опять-таки юридический отдел выдает оценку - предлагаем компенсацию - и начинается торговля - потребитель хочет больше - опять-таки юротдел оценивает шансы, проводит переговоры с потребителем, и совместно с руководством туроператора принимает решение: удовлетворять претензию или пусть подает в суд. Ну и в суде - не волнуйтесь тоже - у туроператора найдутся нотариально заверенные свидетельства звездности отелей, заключения врачей, свидетели, фотографии...

Так что борьба будет идти до последнего - юристы у туроператоров дело свое хорошо знают, уж смею вас уверить, - и ни один нормальный туроператор дело до суда не доведет, если заведомо ясно, что он его точно проиграет.

А вот эти примеры с компенсациями вашего "эксперта" - ну бывают, конечно, исключения - суд есть суд - а скорей всего, попалась малокомпетентная фирмочка со слабым юротделом или вообще без такового... А нормального мощного туроператора на такой мякине не проведешь - все будет урегулировано до суда - или в суде дело выиграно, хотя, конечно, еще раз повторю, бывают исключения (обычно это случаи, когда юротдел выдает правильную оценку, но руководство туроператора тем не менее не хочет удовлетворять претензию без суда по каким-либо мотивам - бывает и такое!)- но борьба идет до конца - с обжалованиями, кассационными жалобами, короче, мало потребителю не покажется...

Кстати, так все и было и до принятия нового закона. В новом законе просто-напросто банк гарантирует оплату компенсации по судебному решению при отсутствии денег у туроператора - вот и все. А отсутствие денег у туроператора означает его банкротство.

Смею вас уверить, что если вы приобретаете тур у известных давно работающих туроператоров - крайне маловероятно, что банкротство его произойдет именно при оплате вашей претензии. А вот если вы пользуетесь услугами фирм-однодневок - ну, мошенники всегда были и есть.

Так что для потребителя практически ничего не изменилось. Другое дело - мошеннику сложно поднять чартерный рейс и потом не вывезти людей - теперь он не сможет этого сделать, потому что есть банковская гарантия и туроператор должен внести установленный законом залог. И мошенник должен тоже внести залог... Поэтому людей вывезут... Меньше будет вот таких крупных скандалов с невывозом. А для отдельных судебных претензий потребителей - изменения минимальны.

Удачи вам в судах против крупных туроператоров!..(ха-ха!).

 


Назад Далее

 

Аферы Подделки Криминал Аферы Туризм




 

 

 

Назад Далее


 


При любом использовании материалов сайта или их части в сети Интернет обязательна активная незакрытая для индексирования гиперссылка на www.aferizm.ru.
При воспроизведении материалов сайта в печатных изданиях обязательно указание на источник заимствования: Aferizm.ru.

Copyright © А. Захаров  2000-2017. Все права защищены. Последнее обновление: 06 ноября 2017 г.
Сайт в Сети с 21 июня 2000 года

SpyLOG Яндекс.Метрика   Openstat   HotLog