Аферы Подделки КриминалНовости Август 2015

Главная ] Январь 2015 ] Февраль 2015 ] Март 2015 ] Апрель 2015 ] Май 2015 года ] Июнь 2015 года ] Июль 2015 ] Август 2015 ] Сентябрь 2015 ] Октябрь 2015 года ] Ноябрь 2015 ] Декабрь 2015 ]





В кризис магазины атаковали воры-гурманы с сумками из фольги

Мы выяснили, кто чаще всего совершает кражи в супермаркетах и бутиках

MK.ru. 19 августа 2015

Каков портрет современного магазинного вора? Думаете, это нищая старушка, доведенная кризисом до ручки? Отнюдь. Нередко любители чужой собственности являются людьми, скажем так, небедными. И для многих взять то, что плохо лежит, — лишь еще один способ заработка. А для торговцев — серьезная статья убытков.

Фото: Михаил Ковалев

По статистике Федеральной налоговой службы, в 2014 году из российских магазинов было украдено товаров на сумму около 930 миллионов рублей. Это в 1,63 раза больше, чем в 2013-м (568 млн рублей).

Официальные представители самих торговых сетей разговаривать о магазинном воровстве не стремятся. Как правило, они стыдливо заявляют, что вообще не имеют информации на эту тему. И не могут назвать ни товарные группы, вызывающие наибольший интерес воров, ни методы, которые те используют. Причину такой «застенчивости» попытался объяснить юрист Московского общества защиты прав потребителей Антон Недзвецкий:

— Делиться такими сведениями представители магазинов в общем-то не обязаны. К тому же признаваться в том, что проблема существует, — значит показать плохую организацию системы безопасности. А публикация такой информации в прессе, в свою очередь, укажет потенциальным злоумышленникам новые пути незаконного обогащения.

Такое утверждение небезосновательно. Вот, например, в гипермаркетах известной сети премиум-класса, по словам сотрудников безопасности, процент краж низкий. За текущий год убытки от всего оборота составили 5% — около миллиона рублей с каждого магазина. Владельцы сети оценивают свои убытки как минимальные в связи с хорошей технической оснащенностью охраны, причем как в самих супермаркетах, так и в торговых центрах, где они расположены.

Некоторые сети не разглашают масштабы своих реальных потерь. А они могут составить, по оценкам некоторых специалистов, около 2 триллионов рублей в год с одного магазина. Есть и еще один интересный факт. По данным статистического исследования агентства The Smart Cube, недобросовестные сотрудники магазинов крадут примерно столько же, сколько и посетители.

Неумолимая статистика подкидывает еще несколько интересных цифр: больше всего воруют в столице — 508 млн рублей (55% от общероссийских показателей), следом идут Красноярский край и Свердловская область, а вот Чечня, Ингушетия, Дагестан и Магадан гордятся кристальной честностью своих жителей. Здесь убытки магазинов равны нулю.

Увидел товар без штрихкода? Не тормози, укради!

Психологи считают, что любителей чужой собственности можно разделить на несколько категорий.

Первая — те, чья цель — обогащение, то есть люди, замыслившие преступление, подготовившиеся к нему и намеревающиеся получить выгоду. Можно с уверенностью сказать, что в московских магазинах таких большинство. К ним относятся прежде всего профессиональные магазинные воры. Бывает, что кражами не брезгуют и люди с низким достатком, которые пытаются экономить, а также бомжи и наркоманы.

Вторая категория — те, чье поведение является скорее актом агрессии. Они стремятся доказать что-то системе или наказать за что-то конкретный магазин. В такой роли иной раз выступают не только обнищавшие пенсионеры, но и вполне состоятельные граждане.

Третья — люди, стремящиеся к самоутверждению через нарушение общепринятых норм поведения. Например, подростки-шоплифтеры, совершающие кражи ради получения адреналина и возможности похвастаться перед сверстниками.

Есть еще и клептоманы, а также случайные лица, готовые пойти на правонарушение, если подвернется удобный случай. Например, увидели товар без штрихкода, вырубили в магазине электричество — не тормози, укради…

— В целом стремление к воровству вполне естественно для человека, — говорит психолог Анна Соханенкова. — Взгляните на поведение животных или маленьких детей. В их поведение еще не привнесены в достаточной мере элементы морали, не развито понятие справедливости и совести. К сожалению, в современном мире эти понятия тоже размыты. Есть у психолога Михаила Литвака понятие воровства как «уголовно наказуемого и морально осуждаемого», так и «уголовно наказуемого, но в то же время морально не осуждаемого» — например, у государства или какого-то предприятия. К тому же давно известно, что чаще всего человека от этого действия удерживает только боязнь наказания, а не морально-этические нормы.

В московских магазинах лицо вора достаточно часто имеет вполне конкретную этническую принадлежность. Это мигранты из Северного Кавказа и южных регионов. Они, как правило, действуют тесными коллективами. При командном подходе эффективность «растащиловки» увеличивается в 10 раз.

— Был случай, когда этническая группа воров набрала бытовой техники на 39 тысяч рублей, — рассказывает менеджер по безопасности сетевого гипермаркета Вячеслав. — Один из них — наблюдатель — находился на линии кассы внутри торгового центра и с помощью мобильного передатчика сообщал сообщникам, где находится проем или другая лазейка. При задержании они пытались привлечь к себе внимание посетителей, и, пользуясь суматохой, скинуть вещи и убежать.

Впрочем, кражами промышляют также славяне, белорусы, украинцы и даже москвичи. Доля русских граждан от общего количества злоумышленников составляет 15–20%.

В продуктовых магазинах премиум-класса никогда не воруют пенсионеры, рабочие и гастарбайтеры. Здесь орудуют обеспеченные мужчины и женщины 35–40 лет.

«Прихватил» зажигалку или шоколадку у кассы — пощекотал себе нервы

В гипермаркетах и супермаркетах воришки посягают на товары повседневного спроса, личной гигиены, косметику, товары для беременных, а также шоколад, кофе и дорогой алкоголь — вроде коньяка Hennessy. Средняя стоимость каждого украденного товара — 600–800 рублей. Для воровства алкогольных напитков используются скрытые сумки. Иногда в дамскую сумочку вкладывают косметичку, обложенную фольгой с внутренней стороны, чтобы сигнал датчика не проходил. Колбасу и другие продукты питания округлой формы обычно выносят под одеждой. В раздевалках пытаются надевать нижнее белье. Часто промышляют бытовой техникой, пытаются совершить подмену товара.

— Случаев воровства очень много, как среди молодых, так и покупателей среднего возраста, — сетует сотрудник супермаркета Ольга Николаевна. — Задержаний много. Воруют все подряд: мясо, колбасу, водку, дорогие шампуни и зубные пасты, кофе, шоколад… Свежее мясо на подложке могут засунуть, например, за брюки или за рукав. Был случай, когда женщина унесла в дамской сумке сырокопченой колбасы на 4 тысячи рублей. Ее попытались задержать, но она бросила сумку и убежала.

Сразу чувствуется, что у воров губа не дура и вкус имеется. Вряд ли столичную пенсионерку заинтересуют элитный алкоголь и сырокопченый сервелат…

В магазинах премиум-класса воровать гораздо сложнее.

— Примерные убытки от недостачи материальных ценностей после воровства — мизерные, — рассказывает сотрудник службы безопасности продуктового магазина премиум-класса Александр. — Бывает, что покупатель, больной вещизмом, набирает продуктов на 25 тысяч рублей и «прихватывает» что-нибудь по мелочи — шоколад, жвачку или зажигалку. Иногда воруют элитные алкогольные напитки — вино, виски или коньяк. В основном этим занимаются посетители с большим количеством перстней на руках, создающие имидж обеспеченного человека. Воруют сопутствующие товары — дорогие, но небольшого габарита, на которые мы не можем наклеить антикражную этикетку или датчик: дорогие кремы, заколки...

В магазинах одежды кражи — не такое частое явление.

— За последние полгода у нас зафиксировано 15 случаев воровства, — поведал «МК» контролер магазина одежды Александр Шалай. — Чаще всего умыкают шорты, ветровки. Находясь в примерочных кабинках, пытаются снять защитную наклейку с товара. Таких обычно ловим прямо на месте преступления. Как правило, попадаются 15–17-летние молодые люди, в основном девушки. Обычно вычисляем вора по следующим признакам: человек ходит по магазину, суетится, нервничает, пытается не попадаться на глаза охранникам, слишком долго находится в примерочных… При задержании воры все отрицают. Многие начинают признаваться лишь при попытке вызвать полицию.

В магазинах одежды премиум-класса, в отличие от продуктовых премиум-магазинов, случаи краж участились. Чаще всего воруют элитное женское белье стоимостью 30–60 тысяч рублей. Как правило, это нарочито красиво одетые покупатели с определенным имиджем, которые, придя в магазин, первым делом начинают осторожно осматривать помещение. Эти воры — представители нерабочего класса с высшим образованием, создающие имидж обеспеченных покупателей.

Чаще всего воруют элитное женское белье
фото: Геннадий Черкасов

Специфика воровства в дорогих магазинах — в его способе: крадут изощренно, профессионально, как правило, группами. Солидные с виду девушки работают сообща: пока одна из них отвлекает охрану, вторая консультируется с продавцом по поводу какого-то элемента женского белья, третья проскальзывает в примерочную, чтобы снять этикетку, а затем выносит товар или прячет его в магазине среди других товаров, чтобы прийти за ним позже.

Второй необычный способ, достаточно распространенный, — с использованием кредитных карт. Год назад при открытии магазина девушка пришла и предъявила карту, чтобы расплатиться за три комплекта элитного белья на 100 тысяч рублей. Кредитка не прошла через считыватель, и продавцы попросили предъявить паспорт на имя держателя карты. Та ответила, что забыла паспорт в гостинице, после чего спешно ретировалась.

— Для нас остается загадкой, как мошенница сумела взломать код, — говорят продавцы. — Было очевидно, что это украденная кредитная карта. Тем не менее код, который набрала мошенница, сработал, и началась операция. Но, видимо, хозяин карты в последний момент успел заблокировать карту, произошла заминка, и аппарат «встал». К счастью, наши девушки успели сообразить: происходит что-то неладное. Еще минута, и платеж на круглую сумму бы прошел!

Легко воровать, да тяжело отвечать

Уголовная ответственность за воровство в вещевых магазинах начинается с полутора тысяч рублей. Однако сотрудники любых вещевых магазинов несут материальную ответственность. По завершении инвентаризации у всех сотрудников магазина вычитают часть зарплаты, исходя из суммы недостачи. Это и является стимулом к проявлению бдительности и пресечению любых попыток воровства.

Кража в продуктовом гипермаркете на сумму выше 1000 рублей — это еще административное правонарушение. За нее может быть назначен штраф до 5000 рублей. Сумма штрафа зависит от ряда факторов: смягчающие обстоятельства, добровольное признание.

За кражу более чем на 3000 рублей наступает уголовная ответственность. Нарушителю грозит срок до 3 лет, в зависимости от нанесенного магазину ущерба. Охрана магазина вправе вызвать полицию. Сотрудники дежурной части принимают заявление от ЧОПа и по результатам расследования либо отказывают в возбуждении уголовного дела или «административки», либо привлекают нарушителя к ответственности.

При задержании матерые воры стремятся сразу возместить ущерб. Если же их поймали с поличным и хотят задержать, пытаются остановить движущуюся «дорожку» перед кассой, чтобы привлечь к себе внимание. Охранник-профессионал действует аккуратно: вежливо просит показать содержимое сумки, наличие товарного чека и товара, лишь когда подозреваемый пересечет кассовую линию. Предлагает добровольно выложить украденный товар и оплатить его. Удерживать человека представители ЧОП права не имеют, поскольку не являются сотрудниками полиции. Если вор оплачивает товар, инцидент исчерпывается.

В систему безопасности современных магазинов включены камеры видеонаблюдения, противокражные этикетки (наклейки), датчики (бирки), радиочастотные стойки «Аларм». И при наличии грамотного персонала такой арсенал вполне в состоянии обеспечить сохранность товаров на полках. Однако и воры тоже старательно изобретают все новые и новые способы отъема продуктов и одежды у торговых точек. Специалистам давно известно, что как только новый магазин открывает двери, среди первых покупателей появляется значительное количество индивидов, которые попытаются проверить его защиту на прочность. И это не случайные клептоманы.

В целом в 2014 году количество краж в столичных гипермаркетах выросло больше чем в полтора раза, ежедневно фиксируется 5–7 задержаний. В супермаркетах — по 2–3 задержания в день, 20 случаев в месяц с вызовом полицейских и 50–60 случаев без участия правоохранителей.

Социальный фактор, разумеется, сбрасывать со счетов нельзя. Благосостояние россиян действительно падает. Труднее всего человек переносит потерю привычного уровня комфорта. Это значит, что «уголовно наказуемого, но морально не осуждаемого» воровства станет больше. А там, глядишь, присоединится агрессивно-протестное воровство. Так что системам безопасности супермаркетов предстоят серьезные испытания на прочность.

Справка «МК»

По данным Главного управления МВД России по г. Москве, на территории столицы совершено преступлений, квалифицируемых по ст. 158 УК РФ (кражи из магазина), в 2013 году — 12 874, в 2014-м — 14 083, за 6 месяцев 2015 года — 7423.

Ольга Бежская, Александр Терещенко

Ссылки по теме:


Назад Далее

В начало страницы
 


При любом использовании материалов сайта или их части в сети Интернет обязательна активная незакрытая для индексирования гиперссылка на www.aferizm.ru.
При воспроизведении материалов сайта в печатных изданиях обязательно указание на источник заимствования: Aferizm.ru.

Copyright © А. Захаров  2000-2018. Все права защищены. Последнее обновление: 30 мая 2018 г.
Сайт в Сети с 21 июня 2000 года

SpyLOG Яндекс.Метрика   Openstat   HotLog