Аферы Подделки КриминалНовости Март 2016

Главная ] Январь 2016 ] Февраль 2016 ] Март 2016 ] Апрель 2016 ] Май 2016 ] Июнь 2016 ] Июль 2016 ] Август 2016 ] Сентябрь 2016 ] Октябрь 2016 ] Ноябрь 2016 ] Декабрь 2016 ]





Сколько плохой колбасы в магазинах

Роспотребнадзор и Ветбезопасность предупреждают: не всяким проверкам продуктов можно доверять

  МК, 29 марта 2016

Российских потребителей все чаще шокируют результатами страшных проверок продуктов. После них походы в магазин становятся настоящим испытанием. Как жить? Что есть? Если сыр у нас — не сыр, а пальмовое масло. Если львиная доля колбасы — контрафакт. А вода — просто отрава.

Сколько плохой колбасы в магазинах
фото: Елена Минашкина

Однако специалисты говорят, что далеко не всякой проверке, которую проводят частные организации, можно доверять. Недавно российский Роспотребнадзор подготовил официальное письмо, где признал громкую колбасную проверку проведенной с большими нарушениями.

В интервью «МК» президент Ассоциации организаций и специалистов в сфере обеспечения ветеринарной безопасности, доктор биологических наук, профессор Лилия СУРГУЧЕВА рассказала о том, как на самом деле проводятся официальные проверки продуктов питания и дала советы потребителям, на что обращать внимание во время походов в магазины, чтобы обезопасить себя и близких.

- Лилия Михайловна, сегодня появилось немало коммерческих организаций, которые в помощь государственным органам начали проводить ревизии на продуктовом рынке. Как вы относитесь к их деятельности?

– Дело в том, что проводить проверки продуктов — очень сложная и ответственная задача. У нас определены специальные структуры, наделенные полномочиями по осуществлению такой деятельности. И только в том случае, если проверка выполнена по всем правилам, ее результаты могут стать основанием для установления мер ответственности для тех производителей, которые выступили продукцию с нарушением требований законодательства, санитарных норм и т. д. Я считаю, что дополнительные проверки хороши, если речь идет об осуществлении контроля на производстве. А вот если их устраивают в торговой сети организации, не имеющие на то полномочий, которые не могут должным образом оценивать полученные результаты, - это у меня вызывает смущение. Контролеры должны обладать определенными навыками в плане отбора проб, порядка их доставки в лаборатории. Необходимо быть уверенными, что лаборатория аккредитована; нужно иметь в штате специалистов, умеющих правильно интерпретировать результат, который выдает лаборатория по конкретной пробе. Но сейчас мы, специалисты, наблюдаем массивные вбросы вызывающей сомнение информации. И это больше похоже не на выполнение социальных задач, а на банальный пиар.

– Зато потребителей данные таких проверок пугают...

- Это понятно. Когда заявляется, что у нас больше половины продукции не соответствует заявленным требованиям – это и пугает, и отталкивает от покупки. Однако, к сожалению, очень часто людей вводят в заблуждение.

– В чем наиболее частые ошибки «частников», которые проводят проверки?

– В нашей стране различными нормативными актами установлены процедуры и методики, которым нужно следовать при проведении проверок. Важна любая мелочь - кто должен присутствовать при осуществлении такого контроля; из какого места забираются образцы и пробы. Существует форма протокола отбора проб; иногда процесс фиксируется на видеокамеру. Вот в магазине — вы пришли и купили все, что вам понравилось. Однако если речь идет о проверке, необходимо отбирать определенное количество продукции от определенного объема, от партии. Образец должен быть доставлен в лабораторию в течение регламентированного времени. Кроме того, нужно соблюдать условия хранения этого образца во время доставки, иначе он может быть обсеменен, и тогда результаты исследований нельзя считать достоверными. И вот когда все эти нормы соблюдены — тогда можно говорить о том, соответствует продукция заявленным требованиям или нет. Но когда процедуру проводят коммерческие организации, есть ли гарантия, что они выполняют все эти условия, правильно отбирают пробы, соблюдают температурный режим хранения образцов при доставке в лабораторию?

– Недавно частная проверка установила, что фальсифицированной колбасы на нашем рынке — до 80%. Однако Роспотребнадзор нашел в проверке множество нарушений тех норм, о которых вы говорите: нет информации об отборе проб, их дате и пр. То есть, это было лишь пустое сотрясение воздуха. Сколько, по вашим оценкам, фальсификата на рынке мясной продукции?

– Я буду опираться на официальные данные Роспотребнадзора, которые гласят, что около 6% колбасы — продукция некачественная. Думаю, этим данным можно доверять.

СПРАВКА «МК»

Из письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «О протоколах исследования колбасных изделий»: «При оформлении протоколов имеются нарушения требований ГОСТ ИСО/МЭК 1702-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», в том числе, нет ссылки на методы отбора образцов, даты получения объектов, адреса заказчика (...) Кроме того, отсутствуют сведения о потребительской упаковке продукции, наименования и адреса поставщиков продукции, экспертное заключение, сведения о разъяснении эксперту, проводившему исследования, об ответственности за дачу заведомо ложных заключений. Учитывая изложенное, протоколы (…) исследования колбасных изделий не могут служить основанием для формирования доказательной базы, предусмотренной статьей 26.2 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, при осуществлении административного производства по фактам несоответствия указанной продукции нормативных требованиям и проведения контрольно-надзорных мероприятий»

- Что плохого чаще всего находят официальные проверки контролирующих органов в продуктах?

– Чаще всего выявляется превышение допустимого уровня микроорганизмов, нарушение сроков годности либо содержание тех веществ, которые нельзя допускать в продукции. В последним случае речь главным образом идет об антибиотиках.

- И все же по нашему закону государственные контролирующие органы в проведении проверок нередко ограничены законом. Например, плановые ревизии они могут проводить не чаще, чем раз в три года. Может быть, частники — как раз тот институт, который может помочь?

- Порядок и периодичность проверок определены законом №294. Действительно, плановые проверки проводятся не так часто, как хотелось бы. Однако закон предусматривает очень действенный институт - сами потребители в случае даже визуального обнаружения каких-то недостатков в продуктах (неприятного запаха, нарушения целостности упаковки и пр.) или приобретения некачественной продукции могут написать обращение в тот же Роспотребнадзор для проведения внеплановой проверки. Я думаю, что это работающий механизм. Но его эффективность зависит от активности самих покупателей. И если покупатель четко видит, что продукт просрочен, его упаковка нарушена, внешний вид подозрителен, он должен жаловаться. Не надо стесняться отстаивать свои права!

- Сегодня очень модны и различные телевизионные программы, которые устраивают альтернативные проверки качества продающихся продуктов...

– Конечно, для потребителей это только плюс — видеть, что такие проверки возможны. Но со стороны специалиста мне очень сложно оценивать, как проводятся все эти процедуры. Многое ведь остается за кадром. Нам не показывают, каким образом проводили отбор проб, как выполняли исследования в лаборатории. Поэтому мне, как специалисту, такой информации тоже сложно доверять.

- Недавно я видела в одной программе, как телеведущий ходил по рынку с портативным прибором — замерял уровень загрязнения на разделочным досках и ножах, которым режут мясо в магазинах и на рынках. И регулярно обнаруживал превышение загрязнения несколько тысяч раз! Как такое может быть?

– Я даже не знаю, что это за прибор! Количество микроорганизмов никаким прибором навскидку не измеришь, и о существовании подобной экспресс-диагностики я не знаю. Откровенно говоря, даже чтобы оценить количество белка на разделочной доске (а загрязнение может быть белковым), нужно проводить соответствующие лабораторные исследования. То есть требуется оборудование совсем другого характера.

– На что потребителям обращать внимание при покупках продуктов?

– Если в торговой сети продается сырая продукция, и если она не упакована, заранее, она должна быть прикрыта пленкой. Кроме того, важно, чтобы соблюдался температурный режим ее хранения. Так, замороженное мясо необходимо хранить в морозильной камере, охлажденное — при температуре до 4 градусов. Просто так на прилавках сырое мясо оставлять недопустимо. Если оно реализуется в общем зале, на него не должна попадать пыль или садиться мухи — это может существенно повлиять на его качество. Мясо надо максимально изолировать от влияния любых внешних факторов — бактерий, вирусов. В магазинах оно должно продаваться на витринах со стеклом – чтобы не затруднять визуальный обзор покупателю.

Если мы говорим о молоке, в том числе, разливном, то его следует продавать в закрытой таре. Хранить его при плюсовой температуре нельзя. И продавцам, и покупателям следует обращать на это внимание. Как и на запах — если мясо или рыба пахнут неприятно, возможно, был сбой в работе холодильного оборудования при его хранении, а торговые сети не проведи дезодорирование и обработку. Значит, в данном месте плохо соблюдают температурный режим по хранению и лучше здесь ничего не покупать.

- Однако на рынках очень часто мясо лежит прямо на прилавках...

- Так было раньше, сейчас таких примеров все меньше. На современных рынках продукция реализуется в условиях, не допускающих прямого контакта с окружающей средой. Сегодня очень много рынков закупили современное оборудование. Проходимость здесь высокая, и неизвестно, с какого пиджака что может попасть.

- Если вы покупаете колбасу в магазине — на что надо смотреть?

– Обращайте внимание, чтобы место среза было закрыто пленочкой. Если продукция не сразу реализуется, ее необходимо прикрыть и хранить при таком же температурном режиме. Иногда колбасу разрезают на доске — и тут важно, чтобы одним и тем же ножом не резался сыр, колбаса или, что самое страшное, сырое мясо. Сам нож должен храниться в недоступном месте.

– Чем может обернуться для покупателя нарушение этих норм?

– Самое безобидное — расстройство желудка. А вообще вариантов более худшего сценария — масса. Могут быть тяжелые формы дизентерии которые сложно долго и мучительно лечить. Предусмотреть какие-то нюансы очень сложно.

– Что вы можете пожелать покупателям?

- Внимательно следить за тем, что они приобретают. Читайте этикетки, обращайте внимание на срок годности, на место хранения продукции, на то, как товары разложены на прилавках. И когда вы покупаете сырое мясо или рыба — тщательно мойте руки после соприкосновения с ними. И, не устаю повторять — в случае возникновения каких-то сомнений в качестве продукции, обращайтесь в Роспотребнадзор.

Екатерина Пичугина

Ссылки по теме:


Назад Далее

В начало страницы
 


При любом использовании материалов сайта или их части в сети Интернет обязательна активная незакрытая для индексирования гиперссылка на www.aferizm.ru.
При воспроизведении материалов сайта в печатных изданиях обязательно указание на источник заимствования: Aferizm.ru.

Copyright © А. Захаров  2000-2017. Все права защищены. Последнее обновление: 11 марта 2017 г.
Сайт в Сети с 21 июня 2000 года

SpyLOG Яндекс.Метрика   Openstat   HotLog