Долги по залоговым займам стремительно растут, но банки
не спешат конфисковывать машины
Фото: ТАСС/ Денис Абрамов
Падение доходов россиян спровоцировало проблемы с
обслуживанием автокредитов. Сейчас уже каждый десятый автокредит
является проблемным со сроком просрочки от 90 дней. Об этом говорится в
исследовании компании «Секвойя кредит консолидейшн» (есть у «Известий»).
Но отбирать кредитные машины банки не спешат, предпочитая передавать
автодолги коллекторам. Причем долги эти сильно «помолодели» в последнее
время.
По данным «Секвойи», на 1 сентября 2016 года просрочка
россиян по автокредитам достигла 82,5 млрд рублей. С начала года
показатель увеличился на 20%. Из 1,4 млн выданных гражданам автокредитов
10% являются проблемными, на аналогичную дату прошлого года показатель
был равен 7%. Всего, по словам президента «Секвойи» Елены Докучаевой,
просрочено 200 тыс. автокредитов из 1,4 млн действующих, и эта цифра
учитывает все ссуды с задержками платежей на срок от одного дня.
В общем объеме розничной просрочки (896,7 млрд рублей на
1 июля 2016 года, по последним данным ЦБ) просрочка по автокредитам
занимает почти десятую часть. Автовладельцы всегда отличались высокой
платежной дисциплиной, поскольку кредит на машины является залоговым, но
кризис добрался и до них.
Как поясняет президент «Секвойи», этому способствует
падение реальных доходов россиян (на 4,4% с начала года, по данным
Росстата), а также сохраняющийся высокий уровень закредитованности (в
2016 году на одного заемщика приходится 1,8 кредита, в прошлом году —
1,7). Ставки по автокредитам остаются высокими — особенно в сравнении со
стоимостью автоссуд за рубежом. Ставки по автокредитам в США не
превышают 4% годовых, в Германии — 5,5%, во Франции ставки по ссудам на
авто составляют 5–7%, в России — 7–26% годовых.
— Рост доли просроченной задолженности в сегменте
автокредитования обусловлен и тем, что на фоне снижения объемов рынка
происходит «вызревание» долгов по кредитам, выданным в 2012–2013 годах,
когда банки практиковали более либеральную кредитную политику, —
пояснила Елена Докучаева. — Сейчас многие кредитные организации изменили
стратегию выдачи, и качество портфеля «молодых кредитов» заметно
улучшилось, но их количество сократилось.
А профвзыскателям стали поступать долги на более раннем
сроке просрочки.
— Это дает возможность коллекторам работать не только на
этапе взыскания полной суммы выданного кредита, но и возвращать
заемщиков в график платежей, предотвращая дефолт и сохраняя клиента для
банка, — отметила президент «Секвойи».
Дело в том, что банкам не нужны непрофильные активы на
балансе — это нагрузка на капитал. Хранение изъятых автозалогов влечет
дополнительные расходы, что также нецелесообразно в кризис. В свою
очередь, для клиентов потеря машины — не всегда потеря личного
транспорта и необходимость искать другие варианты передвижения.
Автозаемщики теряют и все уплаченные проценты и лишаются возможности
использовать свою машину в том числе для коммерческих целей, например
для работы в службах такси. Поэтому сторонам легче договориться.
— Вряд ли клиентам стоит ожидать какой-то агрессии от
банков, тем более что речь идет о том виде кредитования, где
предусмотрен залог, — считает предправления банка «Югра» Дмитрий Шиляев.
— В случае с автокредитами клиенты банков, как правило, значительно
более кредитоспособны, существенно меньше количество мошенников, и
всегда есть вариант изъятия транспортного средства.
Начальник департамента по работе с проблемной
задолженностью группы Бинбанка Сергей Голец уверяет, что кредитные
организации не заинтересованы с первых дней просрочки обращать взыскание
на автомобиль и все усилия направляют на то, чтобы постараться вернуть
кредит в график платежей.
— Только если это не удается, банки начинают мероприятия
по обращению взыскания на автомобиль, — пояснил представитель Бинбанка.
— Сначала кредитные организации стараются убедить заемщика добровольно
продать машину и вырученными средствами погасить задолженность. Если и
это не удается, кредиторы обращаются в суд и в судебном порядке продают
автомобиль.
Сергей Голец отметил, что в случае добровольной
реализации кредитной машины сумма погашаемой задолженности выше, а
реализация в судебном порядке, как правило, сильно растянута во времени
(из-за чего авто теряет значительную часть своей стоимости). Поэтому
эксперт советует автозаемщикам не доводить процесс до суда: при
невозможности погасить кредит лучше продать машину самостоятельно и
высвободить максимум средств для покрытия долга.
При любом использовании материалов сайта
или их части в сети Интернет обязательна активная незакрытая для
индексирования гиперссылка на
www.aferizm.ru.
При воспроизведении материалов сайта в печатных изданиях
обязательно указание на источник заимствования: Aferizm.ru.