О тюрьмах России сказано и написано очень много. Долгое
время количество заключенных в нашей стране было одним из самых больших
в мире. Однако, к 2017 году, по данным правозащитников, количество
людей, отбывающих наказание в местах лишения свободы или находящихся под
следствием в следственных изоляторах, достигло минимума за всю
современную историю России.
 |
Фото: Дмитрий
Серебряков/ТАСС |
Заключенных стало меньше в полтора раза
На 1 января 2017 г. в местах лишения свободы содержалось
около 523 тысяч человек, в следственных изоляторах — около 107 тысяч
человек. Таким образом, количество заключенных составило всего 630 тысяч
человек — это наименьшая за столетие цифра. Так, 1 января 2002 г.,
пятнадцать лет назад, количество заключенных в российских колониях и
следственных изоляторах было почти в полтора раза больше и составляло
965 тысяч человек.
Еще в 2015 г. отчет ICPS поставил Россию на десятое место
в списке стран, в которых самый большой процент населения граждан
отбывает реальные сроки лишения свободы. Впрочем, куда хуже ситуация в
Туркменистане, в Таиланде и в Руанде. Из развитых стран самый высокий
процент заключенных — в США. Поэтому снижение численности заключенных в
российских тюрьмах — большой плюс.
При этом, нельзя сказать, что в стране серьезно снизилась
преступность. Просто в определенный момент власти всерьез озадачились
вопросами гуманизации уголовно-исполнительной системы. В современных
условиях, когда растут требования к качеству жизни — даже за колючей
проволокой, но параллельно растет и стоимость питания, медицинских
услуг, техники, одежды, содержать огромную «армию» заключенных —
непозволительная роскошь. Тем более, что многие из них не работают на «зоновских»
предприятиях и, соответственно, их содержание представляет собой
серьезную нагрузку на государство.
В настоящее время в России функционирует 716
исправительных колоний, 24 воспитательных колоний для
несовершеннолетних, 8 тюрем, 126 колоний-поселений, 6 колоний,
предназначенных для отбывания пожизненного лишения свободы, 217
следственных изоляторов и 98 ПФРСИ (помещений, функционирующих в режиме
следственного изолятора), а также 81 уголовно-исполнительная инспекция и
2399 филиалов уголовно-исполнительных инспекций. Естественно, что
обслуживание столь значительного количества исправительных учреждений
требует колоссальных ресурсов — и человеческих, и материальных, и
организационных, и информационных. Федеральная служба исполнения
наказаний (ФСИН) — это огромная система, «государство в государстве», с
собственными предприятиями, учебными заведениями, медицинскими
учреждениями и даже со своим спецназом.
Для чего нужна гуманизация законодательства?
О необходимости гуманизации российского законодательства
одними из первых заговорили даже не правозащитники или парламентарии, а
работники Верховного суда РФ. В 2016 году судьи предложили
декриминализировать пять статей Уголовного кодекса РФ. Это значит —
заменить уголовное наказание административным. Предлагалось смягчить
участь лиц, совершивших мелкие кражи, нанесших побои или угрожавших
убийством, а также подделавших документы и уклоняющихся от уплаты
алиментов. По этим статьям в местах лишения свободы отбывали наказание
тысячи людей, но особой общественной опасности такие деяния не
представляют — по крайней мере, в большинстве случаев. Также Верховный
суд предложил избавить от уголовного наказания тех людей, кто совершил
уголовное преступление впервые и компенсировал вред, нанесенный
потерпевшей стороне.
Идея гуманизации уголовного законодательства вызвала
бурное обсуждение в обществе. Особенно досталось статье УК РФ «Побои».
Пожалуй, ни одно нововведение в уголовное законодательство не обсуждали
столь долго. Сначала законодатели предложили оставить уголовную
ответственность за побои в отношении родственников. Но возмутились
поборники консервативных ценностей — мол, такое решение подрывает основы
семьи, так как создает прецедент привлечения к ответственности
родителей, отшлепавших ребенка. Против такого нововведения категорически
выступила депутат Елена Мизулина. В конце концов, уголовную
ответственность по статье «Побои» оставили за нанесение их из
хулиганских побуждений, а также по причине ненависти и вражды —
национальной, расовой, религиозной, социальной.
Декриминализация законодательства на самом деле стала
одним из важных шагов в разгрузке российских тюрем и колоний. Ведь
многие не тяжкие преступления совершаются впервые, а совершившие их люди
— отнюдь не матерые уголовники, разделяющие специфические взгляды на
жизнь криминального мира. Куда целесообразнее применять к ним так
называемые альтернативные наказания. Альтернативные — лишению свободы.
Адвокат: альтернативных наказаний становится все больше
Как говорит адвокат Тамара Куценко, в настоящее время
подсистема альтернативных наказаний корректируется и расширяется.
Известно, что в подавляющем большинстве санкций статей Особенной части
УК за преступления небольшой и средней тяжести предусмотрены наказания,
альтернативные лишению свободы. В действующем уголовном законодательстве
Российской Федерации по распространенности среди наказаний, не связанных
с лишением свободы, на первом месте находится штраф — статья 46 УК РФ.
Кроме того, применяются такие альтернативные лишению свободы меры
наказания как:
1) Лишение права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью — ст. 47 УК РФ. Данное наказание
может назначаться в качестве дополнительного наказания (в отличие от
штрафа) и в случаях, когда оно не предусмотрено в статье Особенной части
УК РФ.
2) Обязательные работы — ст. 49 УК РФ. Такой вид
наказания не назначается лицам, признанным инвалидами первой группы,
беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, а
также ряду категорий военнослужащих).
3) Исправительные работы — ст. 50 УК РФ.
4) Ограничение по военной службе — ст. 51 УК РФ. Такой
вид альтернативного наказания отчасти напоминает исправительные работы,
которые к военнослужащим не применяют, однако, военнослужащий,
совершивший нетяжкие преступления, продолжает нести военную службу.
5) Ограничение свободы — ст. 53 УК РФ. Его суть
заключается в том, что трудоспособное лицо, достигшее к моменту
вынесения судом приговора восемнадцати лет, направляется в специальное
учреждение, определяемое органами, ведающими исполнением приговора, с
целью привлечения его к труду в условиях надзора, но без изоляции от
общества.
6) Принудительные работы — ст. 53.1. УК РФ. Эта статья
относительно новая, стала применяться с 1 января 2017 года.
Риски и плюсы гуманизации
Использование альтернативных лишению свободы наказаний —
один из важнейших шагов в плане гуманизации уголовно-исполнительной
системы. Но пока юристы неоднозначно воспринимают сами последствия
либерализации российского законодательства. Адвокат Тамара Куценко
рассказывает, что действующая пенитенциарная система не учитывает реалии
и зачастую отклонена от международных стандартов обращения с
заключенными.
«СП»: — Дает ли гуманизация уголовно-исполнительной
системы какие-то позитивные результаты?
— Принятая Концепция развития уголовно-исполнительной
системы Российской Федерации либерализует уголовно-исполнительную
систему отчасти, при этом реальная гуманизации пенитенциарной системы
практически невозможна, это отчетливо видно на опыте предыдущих попыток
гуманизации. Пенитенциарная система в своем нынешнем виде порождает
рецидивистов, и никаким образом не исправляет преступников. Многие,
после освобождения не пробыв и нескольких месяцев на свободе, снова
попадают за решетку — это становится их образом жизни. Декриминализация
общества и сокращение количества заключенных невозможна без изменения
самого общества и образа жизни граждан в этом обществе.