Аферы Подделки КриминалПодделки Искусство, старина


Главная ] Вверх ] Вгонять краску ] Фальшивая жизнь ] Купи монету ] Россия-черная дыра арт-рынка ] Дело Елены Баснер ] Индюк с камеей ] ФБР оценит элитные вина ] Монетизация инвестиций ] Фальш-мажор ] [ Антиантиквариат ] Новые русские коллекционеры ] Работа над фальшивками ] Вранье в раме ]



Антиантиквариат

Россия наводнена поддельными ценностями и охотно делится ими с миром

Сергей Плотников  Главная версия газеты "Версия" № 20 (393)-2006

Русь изначальная

Объём антикварного рынка в России оценивается в $200 млн. в год. Половина из них приходится на подделки

Интерес к российскому антиквариату растёт как на дрожжах. Большинство ведущих аукционных домов мира уже стали проводить специальные «русские торги», на которых регулярно устанавливаются всё новые и новые рекорды. Так, обороты русского искусства на аукционе «Кристи» в 2005 году увеличились на 77% по сравнению с предыдущим годом и составили свыше $40 миллионов. По отчётам финансовых аналитиков «Кристи», русское направление сегодня одно из самых прибыльных, тенденция стремительного роста цен началась здесь в 2003 году и продолжится в дальнейшем. Проблема у обеспеченных поклонников отечественного искусства только одна: в этой области особенно велик процент контрафактной продукции, или, проще говоря, подделок. Причём не банальной мазни «под Репина или Перова», а таких шедевров новодела, в подлинности которых не сомневаются даже видавшие виды эксперты знаменитых аукционных домов. Мы постарались разобраться, кто и каким образом подделывает русский антиквариат, а также имеются ли способы сдержать волну фальшивок, захлестнувшую в последнее время мировые рынки.

По оценкам экспертов, в среднем на подделки в нашей стране приходится от 20 до 40% годового оборота антиквариата, что в несколько раз меньше, чем в экономически развитых странах. Впрочем, мнения разнятся, и на это тоже есть свои причины. Русские фальсификаторы — профессионалы высокого полёта, и качество исполнения подделок зачастую превосходит уровень экспертизы. Уберечься коллекционерам практически невозможно. В этих условиях торговцы антиквариатом заинтересованы в занижении оценки объёма сделок с подделками, чтобы не «уронить» рынок. Потенциальные покупатели, напротив, склонны завышать количество подделок, чтобы сбить спрос и снизить цены.

Сейчас в России большую часть продаваемого антиквариата составляют дореволюционные вещи, картины, посуда и мебель, как правило, отечественного происхождения. 100—200-летних товаров родом из Западной Европы мало. Уникальными являются подлинники древности из стран Азии или того же Китая. Затем идёт антиквариат советского периода, разнообразный по качеству и ценности. Недавно резко подскочили в цене картины и статуи эпохи соцреализма, которыми раньше украшали районные клубы, а во времена распада СССР выбрасывали на свалки. Их стоимость растёт из месяца в месяц, и даже появились подделки под соцреализм. Отдельный пласт антиквариата связан со Второй мировой войной. Определённую долю здесь занимают изделия происхождением из Европы, которые были вывезены в качестве трофеев. В общем, большинство предметов относятся к ХIX—XX векам, вещи XVIII столетия появляются на российском рынке очень редко, ибо, как говаривал Вицин в незабываемой «Операции «Ы»: «Всё уже украдено до нас». Что характерно, большинство россиян, особенно пенсионного возраста, и не подозревают о реальной стоимости того, что хранится у них на чердаках. Многие бабушки и дедушки понятия не имеют, что их старый надоевший комод не что иное, как антиквариат. А в результате многие ценные вещи коллекционеры скупают за гроши или вообще находят на свалках.

Монеты и кресты штамповали в Киево-Печерской лавре

Как и в любом бизнесе, цена на антиквариат определяется спросом и предложением. Наиболее востребованными, а значит, и уязвимыми в плане подделок оказались монеты и изделия глухой княжеской старины, русские художники XIX века, русский авангард, раритеты Второй мировой войны.

Западные интернет-форумы полны недоумённых вопросов: откуда на рынке появилось такое количество редких монет в идеальном состоянии и недорого? Западные торговцы поясняют покупателям: «Это из России, из незаконных раскопок». Подлинную ценность подобных «находок» можно проиллюстрировать: один французский собиратель недавно купил огромную коллекцию старорусских княжеских монет. Потом для подстраховки прислал по Интернету отсканированные изображения российским специалистам на атрибуцию. Все до единой монеты оказались подделками, изготовленными в наше время где-то на просторах СНГ на подпольном заводике. О чём говорить, если в самой Киево-Печерской лавре три года назад была обнаружена подпольная лаборатория по изготовлению фальшивых предметов древности! В лаборатории находились плавильная печь, десятки форм и матриц для изготовления древних монет — золотых червонцев, ювелирных украшений, крестов и орденов, включая ордена Ленина и Красной Звезды. Среди заготовок были обнаружены подделки под знаменитые скифские находки. (Подробнее см. здесь в новом окне)

Крупные аукционы боятся русского авангарда

С русской живописью ситуация ещё более сложная. Спрос на произведения известных мастеров постоянно растёт, шедевров на всех не хватает. Появление целой армии новорусских собирателей, плохо разбирающихся в искусстве и старине, но стремящихся получить что-нибудь непреходящее, спровоцировало массовое производство криминальных копий. Из коллекций отечественных богатеев картины попадают на международный рынок. Русский авангард, так ценимый ныне на арт-рынке, пострадал от фальсификаций больше всего.

Статистика снятия русских лотов с аукционов «Сотбис», «Кристи», «Филлипс» драматична.

В 1988 году в Швейцарии судебному преследованию подвергся организатор выставки работ Михаила Ларионова: все 197 работ были признаны подделками. В 1990-м похожая история случилась с коллекцией Корецких, выставленной на аукционе «Кристи». В 1989 году с аукциона «Кристи» из 32 образцов русского авангарда 5 были сняты по причине серьёзных сомнений в их подлинности. С 1992 года аукционный дом «Филлипс» вообще отказался от проведения специализированных аукционов по русскому искусству, спрос на которое после череды скандалов резко упал. В декабре 1995 года с аукциона «Сотбис» в последнюю минуту в связи с сомнениями в подлинности были сняты две картины Любови Пановой, в том числе самый дорогой лот аукциона «Супрематическая композиция», три картины Эля Лисицкого и одна акварель Густава Клуциса. На аукционе «Сотбис» в 2000 году «блокировка» русских лотов достигла невиданных масштабов. Сняли даже те картины, что были помещены в каталог: полотно Айвазовского, театральный блок Головина, работы из мастерской Куинджи, произведения Лебедева, Петрова-Водкина.

Эксперты дают разные заключения на одну и ту же картину

В вышеназванных провалах, кстати, виноваты не только нечистоплотные дельцы от искусства, но и российские эксперты, которые так или иначе атрибутировали подделку, прежде чем она появилась на мировом рынке. Российскую школу экспертизы традиционно считают одной из самых сильных в мире, однако именно в России экспертов часто упрекают в ангажированности. И основная причина в том, что нередко разные эксперты дают на одну и ту же картину и положительные и отрицательные заключения. Никто из участников рынка сейчас не скрывает, что проблема с выдачей положительных заключений на картины, подлинность которых вызывает сомнения, существует и ангажированность экспертов не вызывает сомнения. Даже приводятся конкретные расценки на услуги — от 1 до 10% цены, за которую картина может быть продана. Причём если изготовитель-фальсификатор теоретически может понести уголовную ответственность, то продажный эксперт для закона недосягаем.

Как объяснил «Версии» Андрей Князев, председатель Московской коллегии адвокатов «Князев и партнёры»: «Подделка изделий искусства наказуема по 159-й статье Уголовного кодекса РФ (мошенничество). Это же фактически обман с корыстной целью, и нет разницы, подделана картина или накладная на товар. Конечно, есть особенности: этот вид мошенничества — подделка антиквариата — требует большой изощрённости от преступников и соответственно встречной квалификации следователей при раскрытии преступления. Потому-то подделок много ходит, но мало всплывает. Ситуация такая же, как с карманными кражами: воруют часто, раскрывают редко. В случае раскрытия преступления ответственность для фальсификатора наступает в зависимости от причинённого ущерба. Обычно это «особо крупный размер», так как подделывать дешёвые антикварные вещи нет смысла.

Теперь об экспертах-искусствоведах. Есть поддельные заключения экспертов относительно предметов старины, но они не являются государственным документом, поэтому ненаказуемы. Более того, практически недоказуем преступный умысел, ведь суждения экспертов могут быть спорными, могут быть непреднамеренные ошибки. Доказать, что эксперт дал заведомо ложное заключение, практически невозможно. За что, получается, привлекать? За халатность, плохое исполнение обязанностей, за собственное мнение об искусстве? Потребуется либо чистосердечное признание, либо запись телефонных переговоров, либо съёмка скрытой камерой. Попасться эксперт может только на явном абсурде: например, голландского художника признать китайским».

СПРАВКА

Под предметами антиквариата понимаются культурные ценности, созданные более 50 лет назад, включающие следующие категории предметов:

1) исторические ценности, связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки, искусства и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей, государственных, политических и общественных деятелей;

2) предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

3) художественные ценности, в том числе:

а) картины и рисунки ручной работы на любой основе и из любых материалов,

б) оригинальные художественные композиции и монтажи из особых материалов,

в) художественно оформленные предметы культового назначения, в том числе иконы и церковная утварь,

г) гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы,

д) произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе изделия традиционных народных промыслов, и другие художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и прочих материалов;

4) составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;

5) редкие рукописи и документальные памятники, в том числе инкунабулы, и другие издания, представляющие особый исторический, художественный, научный и культурный интерес;

6) архивы, включая фоно- и фотоархивы и другие архивные материалы;

7) уникальные и редкие музыкальные инструменты;

8) старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования, отнесённые к культурным ценностям и предметам антиквариата.


Старо как мир

Талантливые подделки имеют немалую художественную и историческую ценность

Гениальнейшим фальсификатором всех времён и народов считается Ханс ван Меегерен, художник начала XX века и владелец доходных домов в Амстердаме. Свои подделки под голландских мастеров он создавал с нуля, используя старые краски, холсты и тонко копируя технику.

Меегерен стал фальсификатором поневоле: сказалась душевная травма после провала его персональной выставки. Тогда особенно поиздевался над молодым художником искусствовед Абрахам Бредиус страстный поклонник голландского художника XVII века Яна Вермеера. Бредиус был уверен, что вскоре найдутся неизвестные шедевры мастера. Зная об этом, Меегерен решил изощрённо отомстить. Ищете шедевры? Будут!

На подделках Меегрен заработал 20 млн. фунтов стерлингов

Первая же картина фальсификатора «под Вермеера» вызвала восторг у Бредиуса. Эксперт с мировым именем был польщён, что его предсказания сбылись. Картину, изображавшую Христа, за 50 тыс. фунтов стерлингов купил роттердамский Музей Боймана. Всего же Меегерен написал семь картин «раннего Вермеера», то есть того периода, который всегда наименее известен в творчестве художника и труднее всего поддаётся проверке. В общей сложности подделки принесли ему 2 млн. фунтов стерлингов — это около 20 млн. в современных ценах.

Разоблачение Меегерена произошло одновременно с падением Третьего рейха. В личном музее шефа люфтваффе Германа Геринга была обнаружена картина Вермеера «Соблазнение замужней женщины». Полиция установила, что эту картину Герингу за 160 тыс. фунтов стерлингов продал не кто иной, как Меегерен. Художника немедленно арестовали и стали «намыливать верёвку» — в Голландии за сотрудничество с нацистами полагалась смертная казнь через повешение. Зажатый в угол Меегерен раскололся. Он объявил, что честно подрывал экономическую мощь Германии, всучивая нацистам фальшивки. Чтобы убедительно разоблачить себя и избежать смерти, Меегерен под охраной полиции написал картину под Вермеера — «Молодой Христос, проповедующий в храме». Европа испытала что-то вроде искусствоведческого шока. В итоге великому фальсификатору дали год тюрьмы за мошенничество.

Современные эксперты отмечают, что в работах ван Меегерена продумано всё: технология написания картины, от основы до покровного лака, стиль. В плане подделки это действительно шедевры. Более того, сейчас картины фальсификатора сами по себе имеют немалую художественную и историческую ценность.

В апреле 1996 года в Голландии прошла персональная выставка работ Ханса ван Меегерена, где экспонировались и поддельные «Вермееры». (Подробнее о ван Меегерене)

Фальшивые яйца Фаберже попали в крупнейшие музеи мира

Ещё один случай масштабной фальсификации — история с пасхальными яйцами Карла Фаберже. Они сегодня одни из самых дорогих произведений ювелирного искусства — цена на них доходит до $6 миллионов. Известно, что Фаберже создал всего 50 императорских пасхальных яиц. Большинство из них находится в музеях. О судьбе восьми яиц ничего не известно. Ещё в советские годы нашлись талантливые пройдохи, которые сумели воспользоваться этим пробелом. Сюжет, кстати, потом лёг в основу фильма из сериала «Следствие ведут знатоки».

Наум Николаевский, Эдуард Зингер, ювелир Василий Коноваленко подошли к вопросу массового производства яиц «под Фаберже» основательно. По дореволюционному справочнику «Весь Петербург» они нашли фамилии мастеров, отыскали их родственников и потомков, выкупили документы, эскизы. В Риге обнаружили настоящие клейма. Для штамповки подделок фальсификаторы использовали базу Кировского и Балтийского заводов. На заводских станках и прессах они столько яиц «снесли», что сейчас эксперты с сомнением косятся даже на настоящие. Впрочем, это не мешает разоблачённым фальшивкам работы Николаевского и Коноваленко находиться в крупнейших собраниях мира. Музеям Кремля также досталось их пасхальное яйцо, конфискованное таможней у двух африканских дипломатов. В музее сразу определили, что это подделка, но оставили в коллекции. Яйцо, состоящее из двух половинок и украшенное царским вензелем, помещено на подставку из трёх золочёных орлов. Такое же яичко было продано на аукционе «Сотбис» как произведение Юлиуса Раппопорта, ведущего мастера Фаберже, за 60 тыс. швейцарских франков. Судьба самих мошенников после отсидки сложилась вполне благополучно: они эмигрировали в Америку. Николаевский имеет ювелирную фирму и процветает. (Подробнее...

Статую этрусского воина делали по фотографии

Ещё один скандал разразился, когда музей «Метрополитен» решил проверить подлинность превосходных античных статуй этрусских воинов высотой в человеческий рост. Не дожидаясь разоблачения, итальянский фальсификатор Альфредо Фиоровати сам признался экспертам, что это его подделки. Ему не поверили, тогда Альфредо предъявил указательный палец «этрусского воина» который считался навеки утраченным. Оказалось, что образцом для фигур воинов синьору Фиоровати послужила фотография маленькой статуэтки из берлинского Альт-музеума. А для модели голов он использовал рисунок на одной из этрусских ваз, хранящихся в том же музее «Метрополитен», как раз по соседству с фальшивыми скульптурами «мейд Фиоровани».

Интересно также вспомнить о блестящей карьере японского археолога Синъити Фудзимуры, который три десятка лет дурачил учёных всего мира, подсовывая в раскопы «находки» собственного изготовления. В частности, фальсификатору удалось «доказать», что на японских островах разумные люди жили ещё 600 тыс. лет назад, то есть с Японии началось заселение ойкумены. На результатах его исследований базировались все японские школьные и вузовские учебники истории. Только в начале XXI века благодаря случайности Фудзимуру удалось разоблачить. После этого министерство образования Японии вынуждено было выпустить специальную брошюру, где кратко разъяснялось деткам: всё, что вы учили до этого, — бред сивой кобылы.

КСТАТИ

К экстравагантному способу подделки — «раскрутке» вымышленного художника с экзотической биографией — в 70-е годы прошлого века прибегла австралийка Элизабет Дурак (фамилия настоящая). За несколько лет она написала сотни картин от имени несуществующего художника-аборигена Эдди Бурропа. Миссис Дурак чётко уловила моду на «наивное искусство» и всяческое «этно». Подделка раскрылась, когда художницу попросили предъявить лично Бурропа, во всей его аборигенской красе. Нанятый художником туземец оказался алкоголиком и даже не смог вывести на листе бумаги ровную линию. Элизабет отделалась символическим наказанием — суд учёл, что благодаря ей во всём мире вырос интерес не только к искусству аборигенов, но и ко всей Австралии.


Золотые ручки

Аукционные гарантии подлинности картин составляют всего два года

Реставрация картины

В некоторых сегментах антикварного рынка на одну действительно антикварную вещь приходится как минимум пять-шесть подделок. Причём подделывается абсолютно всё: картины известных и не очень художников, мебель, украшения и раритетные книжные издания. Рынок фальшивых древностей процветает, особенно в годы перемен, как это произошло с Россией в новейшей истории. Такое, кстати, уже случалось у нас и в XIX веке, когда круг российских ценителей искусства, прежде состоявший из аристократии, расширился за счёт разбогатевших промышленников и купцов. Бывало это и раньше — сразу после войны с Наполеоном.

Заведующий секцией реставрации дерева Государственного исторического музея Дмитрий Сорокин рассказал, что московские реставраторы при восстановлении старинной мебели столкнулись с неожиданным казусом. Оказалось, многие предметы дворянского быта начала XIX века можно смело записывать в подделки. Наплыв таких исторических фальшивок пришёлся на конец войны 1812 года, когда в Россию в качестве «сувениров» офицеры везли дорогую французскую мебель. Тут-то французские мастера развернулись — «впаривали» нашим армейским простакам откровенный новодел под видом разнообразных «людовиков». Разумеется, сегодня эти подделки под антиквариат сами успели стать раритетом.

Особым талантом подделывать древности отличались (и отличаются!) китайские мастера. В конфуцианском Китае издавна культивируется благоговейное преклонение перед стариной, поэтому поддельный антиквариат там изготавливают уже полторы тысячи лет. Естественно, многие из таких подделок давно успели превратиться в высоко ценимые раритетные предметы. Например, ваза XV века, имитирующая вазу VIII века. А в последние годы экономический рост Поднебесной и мода на восточное на Западе стимулировали быстрое развитие китайского антикварного рынка. И теперь кое-где в Китае «писанина» под Ван Гога, Ренуара или Моне вполне официально поставлена на поток.

В запасниках провинциальных музеев пылятся сотни сенсаций

Итак, что же представляет собой фальшивка, как изготавливается и как может быть изобличена? Все антикварные подделки имеют целый ряд характеристик. «Временная» определяет дату их создания: прошлые века или наши дни? «Качественная» — за что выдаётся подделка: за безымянную старую картину той или иной школы живописи или работу знаменитого или малоизвестного мастера? «Эстетическая» определяется уровнем профессионального мастерства фальсификатора. Кроме собственно подделок на антикварном рынке много картин, в своё время не подписанных автором и затем получивших чужое имя и подпись. Эти работы нельзя назвать подделками в строгом смысле слова. Разоблачённые как творение неизвестного художника, такие картины по-прежнему представляют коллекционный интерес, хотя стоимость их существенно падает.

Существует масса кустарных мастерских, которые производят ордена, монеты, льют бронзу и малюют. Способов подделки антиквариата много — от незамысловатых до изощрённых. Самый простой: в букинистическом магазине или с рук покупается оптом куча старых рисунков. На обороте пишется: «Репин», «Васнецов», «Маковский» или «Шишкин». Автограф немного затирается, иногда добавляется дарственная надпись. Произведение сдаётся в другой магазин с прибылью, которая может составлять сотни процентов.

Реставраторы и опытные художники промышляют «оживлением» картин. К примеру, берётся ширпотребовский, но старый пейзаж типа «дубки-берёзки» и на фоне берёзок рисуется вельможа со свитой. Именно на такой афере попались в прошлом году владельцы галереи «Русская коллекция» супруги Татьяна и Игорь Преображенские (Подробнее...). Зная интерес к русскому искусству XIX века, изготовители фальшивок покупали картины малоизвестных европейских художников того же периода, близких по манере к русским авторам. Подписи авторов замазывались, поверх них наносились автографы наших художников. При необходимости в пейзаж вносились изменения, корректировались детали быта и костюмы персонажей. Так как возраст холстов и манера изображения совпадали, коллекционеры не сомневались в подлинности работ. Благодаря неустанным трудам супругов Преображенских на рынок были выброшены поддельные Айвазовский, Шишкин, Киселёв, Орловский, Сверчков.

Самый продвинутый, трудоёмкий, но и самый «неуличимый» способ фальсификации антиквариата — создание подделки с нуля. В процессе обычно принимают участие несколько специалистов. Мастер-художник по заданию заказчика, который и отвечает за сбыт фальшивок, пишет картину. При этом используются старый холст и краски, соскобленные со старых холстов. Реставратор придаёт вещи товарный вид — искусственно старит в специальной печи, делает трещинки в лаковом покрытии, забивая их старой пылью. Эксперт-искусствовед создаёт легенду: когда написана картина, где найдена. После этого новодел получает путёвку в большую жизнь, попадает на престижные аукционы, а оттуда — в уважаемые коллекции. Поэтому важным сегментом рынка подделок является изготовление фальшивых экспертных заключений.

«Обнаружить» якобы неизвестное произведение маститого автора в такой благодатной стране, как Россия, архипросто. В хранилищах сотен областных и районных музейчиков пылится барахло, собранное в разорённых барских усадьбах, до сих пор не учтённое, не внесённое в каталоги. Случаются подлинные сенсации, а уж организовать фальшивую находку для специалистов вообще труда не представляет. Бывает, покупается подлинная картина с настоящими бумагами, с неё делается копия. Копию и продают в комплекте с подлинными бумагами.

Китайская танцовщица помолодела на 1630 лет

Теперь о методах выявления антикварных фальшивок. Существует два вида анализа — искусствоведческий и технический. Искусствоведы занимаются изучением истории произведения, биографии и творчества его автора, исследуют индивидуальную манеру письма, содержание и стиль произведения. Искусствоведческий анализ помог, в частности, проверить подлинность знаменитой картины «Гадалка» из музея «Метрополитен», которая приписывалась Жоржу де Ла Туру. Сомнения были вызваны странным рисунком персидского ковра, не существовавшим во времена художника, а также необычным видом камзола персонажа: камзол застёгивался на молнию. Изучение картины установило подделку.

Технический анализ подтверждает или опровергает выводы эксперта-искусствоведа. Так, исследование состава красок помогает определить дату написания полотна, указать на картине места, подвергавшиеся реставрации. Нейтронно-активационный анализ даёт возможность определить весь набор примесей в краске. Макрофотография позволяет изучить характер трещин (кракелюров) на картине и лучше исследовать манеру письма художника, стиль эпохи. Использование ультрафиолетовых и инфракрасных лучей позволяет различать переписанные места и отдельные добавления в картинах. Применяется и рентгенография. Благодаря ей стало возможным «читать» раздельно последовательные слои картины. Например, исследуя под электронным микроскопом вертикальный срез живописи Дега, учёные установили, что для достижения эффекта «прозрачности» художник накладывал один поверх другого семь-восемь слоёв очень разбавленных красок, причём пользовался различными кистями. Его имитаторы в такие тонкости не вникали. А метод термолюминесценции позволяет определить, сколько времени прошло с тех пор, как керамический предмет нагревался в последний раз. Когда его изобрели, музеи мира были в смятении: многие произведения искусства оказались подделками. Один из самых скандальных случаев — разоблачение «Китайской танцовщицы» из Музея Райса в Мангейме. В Институте ядерной физики имени Макса Планка возраст «Китайской танцовщицы» определили в 70 лет, а прежде считалось, что она создана 1700 лет назад.

Черепа посмеялись над британцами

Гарантировать 100-процентную подлинность тех или иных предметов искусства сегодня не может никто. Как в анекдоте: «А вы даёте гарантию, что эта картина подлинная? — Конечно. Гарантия два года». Это, кстати, не анекдот: известнейший мировой аукцион произведений искусства «Сотбис» даёт гарантию атрибуции именно на два года. А появление новых методик определения подлинности ведёт к открытию всё новых и новых фальшивок. Так, в 1965 году выяснилось, что портрет графа Веллингтона в Лондонской национальной галерее, приписываемый Гойе, — подделка. Потом оказалось, что в Музее Корнеля хранятся подделки Коро. За всю свою жизнь Коро написал примерно 600 картин, но только на американском рынке их гуляет 3 тысячи. В музее «Метрополитен» из 66 предметов утвари 8-тысячелетней давности, привезённых с раскопок в Турции, только 18 действительно древние. В каталоге Национального музея в Стокгольме указано около 300 произведений, данные которых изменились в период между 1972 и 1989 годами. Хорошо известен и портрет Антонио Брокардо работы Джорджоне из Будапештского музея. Но мало кто знает, что его авторство менялось семь раз.

Или взять курьёз с ацтекскими черепами из горного хрусталя — Crystal Skull (Подробнее о хрустальных черепах смотри здесь в новом окне). Прежде были известны два черепа, подлинность которых считалась неоспоримой: один находится в Музее человека в Париже, другой — в Британском музее в Лондоне. Они способны испускать свет благодаря преломляющим свойствам горного хрусталя. В середине 60-х годов в Швейцарии появился третий череп. Специалисты высказали мнение, что это современная подделка. Микрофотографический и микроскопический анализы должны были обнаружить следы механической обработки, поскольку исключалось, что фальсификатор использовал способ ацтеков — полировку вручную. Эта работа заняла бы 30—40 лет. Результаты исследования поставили экспертов в тупик. Череп не носил никаких следов механической обработки. Он был отшлифован в манере ацтеков. А вот ацтекский символ смерти, хранящийся в Британском музее с 1897 года, оказался вырезан и обработан инструментами, которые использовались в Европе XIX века.


Похищение Европы

Большая часть западных древностей либо краденая, либо поддельная

В мире именно антиквариат играет роль универсального средства сбережения. Деньги, вложенные в действительно стоящие вещи, не может уничтожить ни одна инфляция. Нередки случаи, когда за два-три года ценность купленной вещи, будь то скульптура, картина или драгоценность, удваивается. Но обычно вложения в антиквариат приносят 15—20% годовых в валюте. Поэтому годовой объём мирового рынка антиквариата составляет около $27 миллиардов. Только в Европе ежегодно проводится более сотни аукционов, выручка которых превышает $5 миллиардов. Активность на рынке антиквариата влияет на все сегменты финансового рынка: во время фондовых спадов значительные капиталы перемещаются на рынок антиквариата. Не случайно в одной из ведущих антикварных столиц мира — Лондоне — объёмы торговли антикварными изделиями сопоставимы с оборотами в банковском и страховом бизнесе.

В странах Запада торговля антиквариатом имеет давнюю историю и традиции. Там существует множество различных антикварных союзов и ассоциаций: не только объединения арт-дилеров, но и близкие к этому бизнесу сообщества реставраторов, экспертов, коллекционеров, страховщиков, оценщиков. Наиболее известными событиями мирового антикварного рынка считаются регулярно проходящие торги аукционных домов «Сотбис» и «Кристи». Продажа вещи с аукциона и включение её в каталог имеют большое значение для подтверждения её подлинности, значимости и известности. Аукционные торги напрямую влияют на моду на антикварном рынке.

Однако не всё ладно в «датском королевстве». Рынок подделок на Западе имеет гораздо большие обороты, чем рынок подлинного антиквариата. Продажа вещи через уважаемый аукцион не является панацеей от покупки фальшивки. Действительно, экспертные комиссии перед проведением аукционных торгов ещё на стадии подготовки к продаже во многих случаях разоблачают подделки. Но не всегда. Как прямо заявил в Лондоне на конференции по проблемам преступности в сфере искусства ведущий научный сотрудник Британского музея Пол Крэддок, «количество настоящего материала на рынке очень невелико. Сегодня большая часть древностей либо краденая, либо поддельная». По словам мистера Крэддока, масштаб проблемы таков, что сам он, прежде чем купить что-либо, потрудился бы восстановить полную и чёткую историю этого предмета искусства.

Не отваживаясь брать на себя роль эксперта, тем не менее можно навскидку перечислить десяток произведений искусства, проданных на престижных аукционах за последние полгода, легенды и авторство которых вызывают большие сомнения. И это ещё мягко сказано. Станиславский сказал бы откровеннее: «Не верю!»

Как из безделиц делают шедевры

В январе этого года одним из самых ценных лотов на аукционе «Сотбис» в Нью-Йорке был терракотовый рельеф работы Донателло. До 1990 года считалось, что работа сделана мастером его круга, а не самим прославленным скульптором. С таким провенансом (легендой) рельеф был выставлен на аукцион 16 лет назад, но не был куплен. И что же? Проведённые реставрационные работы, в ходе которых с рельефа сняли слои краски и штукатурки, показали, что он сделан самим Донателло в 1450 году для церкви в Лиссаро ди Местрино. Какая удача! Безделица превратилась в шедевр. После этого на аукционе «Сотбис» рельеф был продан за $4 440 000. Произведение приобрёл Художественный музей Кимбелла в Техасе.

Сенсацией на том же аукционе стала «работа Рембрандта». Да-да, именно его, которого в Штатах и без того пруд пруди. Дело в том, что в Америку на рубеже XIX—XX веков ввезли аж 2 тыс. «работ Рембрандта» — очень многим нуворишам хотелось его иметь. А вообще за океаном скопилось уже 9428 (!) якобы картин великого голландца. Так вот: это был этюд «Пожилая женщина в белом чепце». Исследователи отнесли его к 1640 году. Всё это время произведение якобы было в забвении, и только в 2003 году его вновь обнаружили. Авторство произведения установили, мол, только в прошлом году. Полотно продали за $4 272 000. Покупателем стал частный коллекционер из Нью-Йорка. Так в Штатах появился 9429-й «Рембрандт».

Возьмём другой аукцион — «Доротеум», который недавно закончил торги, посвящённые юбилею Вольфганга Амадея Моцарта. Надо заметить, в Австрии 2006 год целиком посвящён 250-летию со дня рождения великого композитора. Международный аукцион прошёл в родном городе Моцарта Зальцбурге. Из 222 лотов — вещей композитора — были проданы все. Однако атрибутировали их очень скользко и осторожно. Например: «Два портрета, отнесённые специалистами ко времени юности Моцарта. На первом портрете, возможно (!), изображён сам Моцарт, на втором, предположительно (!), сестра композитора Мария Анна». Оба лота были проданы, хотя явных доказательств этим фактам представлено не было. На ура купили «рукописную копию (!) «Немецкой оперетты», датированную 1779 годом. Рукопись, по мнению исследователей, является частью либретто Бользано, Карла Жозефа Вайса, которая долго считалась утерянной (!). Моцарт вместе с Андреасом Шахтнером использовали рукопись произведения как основу для оперы Zaide — фрагмента музыкальной драмы, история создания которой до сих пор неизвестна» (!). За круглую сумму ушёл «комод середины XVIII века, возможно (!), сделанный в Зальцбурге. Предмет сохранён в оригинальном состоянии с незначительными повреждениями и царапинами. Скорее всего (!) это часть обстановки дома, в котором родился Моцарт». Купили и «английское передвижное пианино, датируемое 1780 годом. Предположительно (!), оно принадлежало Моцарту».

Так и осталось непонятным, что же покупали европейские коллекционеры? Вещи Моцарта или вольные фантазии на тему его вещей? А ведь, как уже говорилось, весь этот антиквариат благодаря продаже с аукциона приобретает вес и значимость. Потом эти вещи априори будут восприниматься как подлинники, что бы они из себя ни представляли на самом деле.

Гитлер рисовал на чердаке?

Ещё пример: в марте этого года британский аукционный дом Jefferys провёл торги, где была выставлена коллекция акварелей и набросков кисти Адольфа Гитлера. В собрании 21 произведение. Все они, по легенде, были обнаружены на чердаке одного из домов в Бельгии, там работы пролежали более 70 лет. Предполагается, что акварели были написаны в 1916—1918 годах во время службы Гитлера в немецкой армии в чине капрала в ходе Первой мировой войны. Картины были найдены неподалёку от места его службы. Основной темой работ Гитлера были не военные мотивы, а мирные пейзажи, уютные деревеньки.

Отдельные работы Гитлера время от времени выставлялись на продажу, хотя крупные аукционы чаще всего отказывались их принимать. В прошлом году несколько набросков были проданы на аукционе в Канаде. Столь крупная коллекция работ фюрера пошла с молотка впервые. Но, полно, фюрера ли? Очень уж неубедителен образ капрала, в свободное от муштры солдат время рисующего мирные деревеньки, а потом стыдливо прячущего рисунки на чердаке. Да и находка рисунков неподалёку от места службы Гитлера столь откровенная привязка, что поневоле вызывает приступ скепсиса.


Гай Юлий Цезарь???
Гай Юлий Цезарь???

Без лица

Мы никогда не узнаем, как выглядел Юлий Цезарь

Бюст Юлия Цезаря, приобретённый Британским музеем в 1818 году и считавшийся античным оригиналом, сделанным при жизни Цезаря, современными методами искусствоведческого и технического анализа был разоблачён как подделка.

Скандал вспыхнул просто чудовищный. Дело в том, что бюст выполнен неизвестным подражателем с таким вдохновенным учётом стилистики и эстетических нормативов древнеримского скульптурного портрета и так часто и повсеместно копировался, что теперь уже невозможно отделить образ римского диктатора от его поддельного изображения. В сознании миллиардов людей фальшивая внешность Цезаря отпечаталась как эталон. Как на самом деле выглядел великий полководец, мы, возможно, не узнаем никогда.

Другой экспонат, Портлендская ваза, до недавнего времени считалась одной из ценнейших древнеримских находок, хранящихся в Британском музее. Сейчас её античное происхождение поставлено под сомнение. Доктор Джером Айзенберг, один из крупнейших знатоков античного искусства, заявил: «Я убеждён, что Портлендская ваза была создана в эпоху Возрождения».

Один из главных экспонатов Музея истории Израиля — плод гранатового дерева из слоновой кости, датированный VIII веком до нашей эры, два года назад также признан подделкой. Прежде считалось, что уникальное изделие древних мастеров служило атрибутом религиозных ритуалов в иерусалимском храме царя Соломона, разрушенном ассирийскими войсками в 586 году до нашей эры. Учёные думали, что костяной гранат был набалдашником на жезле одного из первосвященников. Об этом свидетельствовала вырезанная на изделии надпись на древнееврейском языке: «Святой дар священникам Дома Господня».

Сам гранат из слоновой кости обнаружил французский археолог Андре Лемэр в антикварном магазине Иерусалима ещё в конце 70-х годов прошлого века. Он изучил гранат и даже написал о нём научный труд. После краткого путешествия по рукам частных коллекционеров в 1988 году этот «единственный предмет, оставшийся от Первого храма», за $600 тыс. купил Музей истории Израиля. Увы, группа экспертов, в течение нескольких месяцев обследовавших экспонат с помощью современных технологий, пришла к выводу, что гранат действительно древний, однако надпись сделана на нём всего несколько десятков лет назад.

Современным хендмейком также оказался и саркофаг брата Иисуса. Когда слегка повреждённый оссуарий (урна для захоронения костей умерших) с высеченным на нём именем Иакова, сына Иосифа, брата Иисуса, появился в Израиле, его владелец, израильский коллекционер, заявил, что купил его 15 лет назад у случайного торговца. Значимость находки переоценить было невозможно — ведь она оказывалась едва ли не единственным материальным свидетельством существования Иисуса Христа. Однако археологи из израильского Комитета по памятникам древности установили, что имена, высеченные на саркофаге, всего лишь современная резьба по камню.

Печальной известностью пользуется и храм Изобилия инков в перуанской деревне Чукито. Храм представляет собой каменный блок с многочисленными каменными скульптурами в виде фаллосов. Древние руины инков ежегодно привлекают миллионы туристов. К руинам храма Изобилия, который, как считалось, существовал уже сотни лет, съезжались, в частности, бесплодные женщины, чтобы вымолить себе потомство. Недавно специалисты установили, что этому «памятнику» от силы 12 лет. Жители Чукито собственноручно построили развалины храма и выточили каменные фаллосы в надежде привлечь в деревню как можно больше туристов. Как сказал Роландо Паредес, директор Института культуры города Пуно: «Просто люди грамотно создали миф».


Кстати

Подготовила Жанна Васильева, 4.02.2014

Когда в 2012 году Игорь Возняков решил устроить выставку произведений русских художников, которые он покупал с 1990-х годов в России, то он для начала решил сделать экспертизу. Выяснилось, что из 15 картин 9 являются подделками. В том числе картины, которые приписывались кисти Айвазовского, Рериха, Семирадского, Боголюбова. Четыре купленные "древние" иконы тоже оказались поддельными. Тогда и была озвучено мнение экспертов, что доля подделок работ русских художников составляет от одной до трех четвертей долей этого сегмента рынка искусства.

Работы Марка Шагала, как и Бориса Григорьева, тогда не упоминались. Но в общем, понятно, что русский авангард входит в "зону риска" для покупателей. Вряд ли предприниматель из Лидса Марк Лэнг, покупая в 1992 году "Обнаженную" от якобы Марка Шагала за 100 тысяч британских фунтов, думал об опасностях, которые подстерегают новичков (и не только их) на просторах антикварного рынка. Но тем не менее он согласился предоставить свою работу для британского телешоу "Подделка или богатство?". Хотя бы для того, чтобы получить бесплатную экспертизу.

Он ее получил. И, возможно, потерял картину. Потому что в Комитете Марка Шагала в Париже сообщили, что это подделка, и приняли решение ее сжечь.

Меж тем в этой истории много вопросов. Первый - правовой. Имеет ли право Комитет сжигать работу, которая принадлежит не ему, а другому лицу. Как насчет права собственности? Более того, на этот вопрос ответ уже однажды давался. В 2005 году в Москву на закрытие выставки Марка Шагала "Здравствуй, Родина!" в Третьяковской галерее, а также на конференцию по проблемам авторского права и экспертизы приезжала Мерет Мейер - внучка Марка Шагала, вице-президент Комитета Марка Шагала, самого авторитетного экспертного совета по творчеству художника. Тогда в интервью Николаю Молоку ("Известия"), на вопрос о том, как происходит процедура сожжения подделок работ Шагала, она ответила так: "Это целая юридическая процедура. Процесс инициирует адвокат Комитета. (...) Потом мы должны получить письменное разрешение на уничтожение от владельца, который - сам или его представитель - обязательно должен присутствовать при уничтожении работы. Как правило, мы, собираем 4-5 подделок для уничтожения. Все это происходит в присутствии не только представителя владельца и члена Комитета, но и органов правосудия". Иначе говоря, без согласия и даже без присутствия Марка Лэнга картину "Обнаженная", за которую он заплатил сто тысяч фунтов, сжечь не имеют право. Второй вопрос: зачем сжигать? И не прав ли Лэнг, когда говорит, что такой способ борьбы с подделками приведет к обратному: "Честные люди, вроде меня, просто не будут больше к ним обращаться". Существуют ли другие способы борьбы с подделками, кроме столь радикальных? Очень много. Если речь о самих поддельных произведениях, то это прежде всего - публикации, выставки, книги. И в Англии, и в США такие выставки делаются регулярно. На мой вкус, этот академический способ борьбы с фальшивками выглядит более цивилизованным...

Владелица латвийской галереи, возможно, продала россиянам фальшивку

01 октября 2010 года По материалам Интернета

Ивонна Вейхерте
Ивонна Вейхерте.
Фото:
F64

Российские правоохранительные органы подозревают в мошенничестве председателя правления Латвийской Ассоциации экспертов по искусству и антиквариату Ивонну Вейхерте, пишет Latvijas Avīze.

Дело связано с картиной Карла Гуна "Цыганка с ребенком", которую одной из московских галерей продал гражданин Германии Александр Беликовский. Картина была общим имуществом Беликовского и Вейхерте.

Сумма сделки составила 520 000 долларов США. Позже выяснилось, что такая же картина в 2006 году продавалась на выставке Massol в Париже. Однако там в качестве автора малоизвестного произведения был указан Карл Адольф Гугель. Причем, цена картины составляла всего лишь 5 000 евро. Картина называлась "Итальянка с ребенком". В правом нижнем углу была оставлена также подпись автора.

Между тем, Беликовский известен в Европе как торговец подделками дорогих произведений искусства. Его деятельностью заинтересовался даже Интерпол, пишет издание.

Как заявила владелица московской галереи, картину она увидела в галерее Вейхерте. Позже она запросила заключение Ассоциации экспертов по искусству и антиквариату. В документе было сказано, что экспертиза подтвердила аутентичность работы. Правда, покупателю показалось странным, что в число экспертов входила сама Вейхерте. Тем не менее, сделка состоялась.

Позже новые владельцы провели повторную экспертизу в Третьяковской галерее, где хранится целый ряд работ Гуна. Эксперты признали, что картина была нарисована во второй половине XIX века, но подпись автора подделана. Работа принадлежит кисти другого автора, возможно, из окружения Гуна.

Вейхерте отказывается комментировать ситуацию. В свою очередь ее адвокат Алоиз Вазнис заявил, что рано делать выводы, так как надо провести повторную сравнительную экспертизу.

 

Ссылки по теме:


Назад Далее
В начало страницы

 


При любом использовании материалов сайта или их части в сети Интернет обязательна активная незакрытая для индексирования гиперссылка на www.aferizm.ru.
При воспроизведении материалов сайта в печатных изданиях обязательно указание на источник заимствования: Aferizm.ru.

Copyright © А. Захаров  2000-2017. Все права защищены. Последнее обновление: 06 ноября 2017 г.
Сайт в Сети с 21 июня 2000 года

SpyLOG Яндекс.Метрика   Openstat   HotLog