Аферы Подделки КриминалПодделки Искусство, старина Архив раздела "Подделки"

Главная ] Вверх ]




Передвижничество в особо крупных размерах 

Владислав ТРИФОНОВ. КоммерсантЪ  № 219 (№ 3303) от 22.11.2005

Знающие люди отмечают, что число картин, найденных после смерти некоторых художников, становится подозрительно велико.

Знающие люди отмечают, что число картин, найденных после смерти некоторых художников, становится подозрительно велико.

Рисунок Рудольфа Вернера

Вчера Мосгорсуд оставил под стражей владельцев галереи "Русская коллекция" супругов Татьяну и Игоря Преображенских, которых обвиняют в организации одной из крупнейших афер на рынке российского антиквариата. Супружеская чета из Санкт-Петербурга, по мнению сотрудников Следственного комитета при МВД (СК), сбыла несколько десятков поддельных картин русского художника XIX века. Одна из таких картин, по некоторым данным, оказалась и в коллекции президента РФ Владимира Путина. 

Владельцев питерской галереи "Русская коллекция" задержали 16 октября в Москве на съемной квартире, в которой они проживали несколько месяцев, переехав из родного города. Причем захват галерейщиков едва не закончился стрельбой: увидев бойцов СОБРа, Татьяна Преображенская выхватила стреляющий травматическими пулями пистолет "Оса" и направила его на спецназовца. Но нажать на курок не успела – женщину разоружили. 

Супругам было предъявлено обвинение в "мошенничестве в особо крупном размере", а через два дня после задержания Тверской райсуд выдал санкцию на их арест. Дело по махинациям с антиквариатом было передано в СК при МВД. Как выяснил Ъ, сейчас в деле фигурирует лишь один потерпевший – это бизнесмен Валерий Узжин, коллекционирующий русскую живопись XIX века. С питерскими галерейщиками бизнесмен познакомился по рекомендации своего делового партнера в 2004 году. Компаньон рекомендовал супругов как грамотных арт-диллеров с большими возможностями – так, для коллеги господина Узжина они доставали антикварные изделия из бронзы, датированные XIX веком. Узнав, что Валерий Узжин увлечен творчеством художника-передвижника Александра Киселева, Татьяна Преображенская предложила ему купить несколько картин этого стремительно дорожающего автора XIX века. 

Несмотря на то что у Александра Киселева широкой публике известна лишь одна картина – "Заброшенная мельница" (она находится в Третьяковской галерее), спустя некоторое время в коллекции бизнесмена с помощью питерских галерейщиков появились около двух десятков картин этого передвижника. Картины продавались покупателю по цене $100-150 тыс., и хотя некоторые друзья коллекционера высказывали сомнения в их подлинности, сам господин Узжин был уверен в авторстве работ – все полотна сопровождались экспертизой авторитетного Всероссийского художественного научного реставрационного центра имени Грабаря (ВХНРЦ). Но в 2005 году к коллекционеру пришел в гости его приятель, показавший в каталоге одного из европейских аукционов две картины, бывшие в коллекции господина Узжина. Оба полотна фигурировали в каталоге как работы западноевропейских художников XIX века и были проданы на аукционе по цене $5-7 тыс. за штуку. 

Адвокат господина Узжина Евгений Мартынов рассказал Ъ: "Мой клиент, не поверив, вместе с приятелем начал пересчитывать детали на картинах – листики на деревьях, количество облаков и так далее. Все сходилось". Поняв, что его обманули, бизнесмен обратился в милицию. Уже в рамках расследования картины из его коллекции прошли экспертизу в компании "Арт Консалтинг", которая проводит не только стандартную экспертизу, но еще и химический анализ полотен. Проведенное исследование подтвердило, что бизнесмену продали подделки – выяснился и механизм изготовления фальшивок. 

Зная возрастающий интерес коллекционеров к русскому искусству XIX века, изготовители фальшивок покупали картины неизвестных европейских художников того же периода, близких по манере русским авторам. Подписи авторов затем замазывались, поверх них наносились автографы русских художников, при необходимости в картины вносились изменения, связанные с особенностью пейзажа, деталей быта или костюмов персонажей. А так как холсты и манеры изображения совпадали, коллекционеры попадались на удочку мошенников. Как считают следователи, ущерб от деятельности арт-диллеров из "Русской коллекции" может превысить $3 млн и это крупнейшая афера на российском рынке антиквариата за последние годы. Сейчас проверяются на подлинность и другие антикварные предметы, которые проходили через питерскую галерею, а значит, в деле могут появиться новые эпизоды и пострадавшие. Следователи заинтересовались и работой ВХНРЦ – выяснилось, что подлинность всех работ, проданных господину Узжину, заверяла лишь одна работница центра Татьяна Гордеева. В центре уже проведены выемки документов и обыски. Однако обвинение никому из его сотрудников не предъявлено. В ВХНРЦ отказываются от комментариев по поводу уголовного дела. 

Супруги Преображенские своей вины не признают, утверждая, что сами стали жертвой неизвестных мошенников. А само дело "питерских антикваров" уже обросло легендами. Так, известный галерейщик Марат Гельман сказал Ъ, что, "по рассказам антикваров, это дело начали расследовать лишь после того, как фальшивки из этой серии обнаружили в коллекции Владимира Путина". По словам галерейщика, "'вморозить фальшака' пытались всегда, но этот случай очень серьезно подорвал доверие покупателей к экспертам, поэтому рынок антиквариата сейчас находится в глубоком кризисе". 


"Это отнюдь не примитивные подделки" 

Надежда Началова, Татьяна Маркина, КоммерсантЪ  № 219 (№ 3303) от 22.11.2005

На недавней научной конференции в Третьяковской галерее, посвященной вопросам экспертизы и атрибуции, сенсацией стало выступление Владимира Петрова – научного сотрудника ГТГ, крупнейшего специалиста по русской живописи XIX века. Его доклад был посвящен той категории подделок, из-за которых случился скандал в реставрационном центре Грабаря. "В последние годы распространилось злостное переписывание живописных произведений зарубежных художников, которые впоследствии под именами русских живописцев поступают на наш рынок. И это отнюдь не примитивные подделки",– сказал он. Отбор западных произведений проводит, по выражению Владимира Петрова, "глаз цивилизованный", т. е. это люди с прекрасной профессиональной подготовкой. "Отобраны западные работы замечательно, я сам нарвался на это явление",– признался ведущий эксперт. Это неверно, сказал он, что "исходный" материал – работы слабых и посредственных художников. Это известные в своей стране мастера, с высочайшим уровнем письма. 

Эксперты сходятся в том, что "переделка" западной живописи в русскую – технологически изощренная. Была достигнута невероятная аналогия в подборе красок, мазков кисти и других приемов. Новая "русская" подпись внедрялась в картины виртуозно. После первоначальных манипуляций с полотном его "старили", подпись затиралась, залачивалась, и потому ее невозможно различить в ультрафиолетовых лучах, с которыми работает большинство музейных экспертов. Технологическая экспертиза давала блестящее сходство по времени и материалам, поскольку отобранные западные художники работали в то же время и использовали те же краски и холсты, что и их русские коллеги. Такие подделки можно распознать только сложнейшим химическим анализом, который не является обычной практикой. В России это делает, например, независимый экспертный институт "Арт Консалтинг". 

Образцовым примером того, скольких специалистов может обмануть такая подделка, служит история с картиной псевдо-Шишкина "Пейзаж с ручьем", которую весной 2004 года Sotheby`s едва успел снять со своих русских торгов. На аукционе эта картина была атрибутирована как ранняя работа Ивана Шишкина – периода его стажировки в Европе у художников так называемой Дюссельдорфской школы. Картина была оценена в £550-700 тыс. (около $1 млн). Оказалось, что полотно является подретушированной работой голландского живописца той же Дюссельдорфской школы Маринуса Адриана Куккука. За год до этого картина была продана на шведском аукционе Bukowskis за $65 тыс. К моменту появления на аукционе в Лондоне ее "подлинность" была засвидетельствована уважаемыми экспертами ГТГ и Sotheby`s. 


Фальшивую картину Шишкина коллекционер хранил как зеницу ока

"Московский комсомолец", 07 сентября 2006 г.

Новое продолжение получило на днях громкое дело знаменитого арт-мошенника Игоря Преображенского и его супруги Татьяны, которым на рубеже веков удалось организовать одну из крупнейших афер на рынке российского антиквариата.

Лесной пейзаж. Как бы Шишкин

«МК» уже писал о том, что парочке удалось продать около 100 поддельных картин, якобы принадлежавших кисти известных мастеров русской художественной школы. Уже после ареста мошенников в Москве и Северной столице разгорелись десятки скандалов вокруг фальшивых раритетов. В центре очередной криминальной истории оказался известный в Белокаменной коллекционер - Александр Николаев.

Как сообщили «МК» в УБОП ГУВД Москвы, 25 апреля сего года собиратель обратился в милицию с заявлением о том, что стал жертвой мошенника. По словам пострадавшего, в декабре 2004-го он приобрел у Игоря Преображенского за 85 000 долларов США картину Шишкина «Лесной пейзаж». Сделка состоялась в галерее «Гостиный двор». Покупатель был весьма доволен покупкой. Николаева даже не насторожило, что картина досталась ему едва ли не втрое дешевле аукционной стоимости.

Этот «раритет» антиквар немедленно объявил жемчужиной своей коллекции и вывесил в доме на самом почетном месте. Определить подделку помог случай. «Драгоценная» картина должна была стать залогом за кредит в банке. Наученные горьким опытом финансисты не поверили экспертизе, заверенной экспертом центра им. Грабаря Татьяной Гордеевой и провели собственную. Ее результаты огорошили всех, а несчастного коллекционера едва не довели до инфаркта. Выяснилось, что рыночная стоимость исследованного полотна вовсе не 500 000 долларов, а в лучшем случае 3 тысячи рублей. Картина оказалась копией хорошего качества.

СПРАВКА МК

В феврале 2005 года Басманный суд Москвы приговорил Татьяну и Игоря Преображенских к 6 годам лишения свободы каждого. Супруги (они - уроженцы Санкт-Петербурга) несколько лет продавали подделки работ известных живописцев в самых престижных салонах, картинных галереях и выставочных центрах Москвы. Все работы «сопровождались» экспертизой авторитетного Всероссийского художественного научно реставрационного центра имени Грабаря. Выручка от продажи фальшивок превысила 5 миллионов долларов. Большая часть подделок - работы неизвестных европейских мастеров. На картинах ставились автографы Шишкина, Коровина, Кисилева и Айвазовского. В случае необходимости вносились изменения, связанные с особенностью пейзажа, деталями быта или костюмами персонажей. Другие работы создавались современными художниками, а потом искусственно старились. По некоторым данным, одна из подделок оказалась даже в коллекции президента России.


Осуждена пара мошенников от искусства

Руки в наручниках.

В среду Тверской суд Москвы приговорил фальсификаторов картин классиков русской живописи к 8, 6 и 9 годам лишения свободы. Подсудимые были признаны виновными в совершении мошенничества и хищении предметов, имеющих историческую ценность.

Фигурантка этого дела Татьяна Преображенская, которая является владелицей фирмы ООО "Русская коллекция", также была признана виновной в уклонении от уплаты налогов.

Суд удовлетворил гражданский иск потерпевшего и постановил взыскать с антикваров 21 миллион 660 тысяч рублей. "Суд постановил для погашения гражданского иска обратить во взыскание арестованное имущество Преображенских, в том числе 54 картины", - говорится в приговоре суда.

В ходе следственных процедур судом было установлено, что Преображенские изменяли сюжет и подпись картин европейских авторов, после чего продавали их под видом шедевров русских живописцев Киселева и Орловского. Согласно заключению суда, антиквары продали таким образом пять картин за 730 тысяч долларов США, сообщает РИА "Новости".

Кроме этого, обвиняемые похитили эскиз Маковского "Обнаженная с тамбурином" приблизительной стоимостью в 831 тысячу рублей. Экспертами в области искусства этот рисунок признан исторической ценностью.

Суд пришел к выводу, что Преображенская также уклонялась от уплаты налогов на сумму около 4,7 миллиона рублей. "Отрицание подсудимыми своей вины суд расценивает как попытку уйти от уголовной ответственности", - заявил судья по время оглашения приговора.

Кроме того, Тверской суд также постановил уничтожить доказательства в виде изъятых поддельных картин, "так как они не представляют какой-либо ценности". Когда подсудимым дали слово, Преображенская заявила, что она не согласна с приговором и будет обжаловать его как в кассационной инстанции, так и в Страсбурге.

Ссылка по теме:


Назад Далее

В начало страницы
 

 


При любом использовании материалов сайта или их части в сети Интернет обязательна активная незакрытая для индексирования гиперссылка на www.aferizm.ru.
При воспроизведении материалов сайта в печатных изданиях обязательно указание на источник заимствования: Aferizm.ru.

Copyright © А. Захаров  2000-2017. Все права защищены. Последнее обновление: 06 ноября 2017 г.
Сайт в Сети с 21 июня 2000 года

SpyLOG Яндекс.Метрика   Openstat   HotLog