Подделки Лекарство Архив раздела "Подделки"

Главная ] Вверх ]



Таблетка от здоровья

Наталья Лепесткова, Деньги, № 42 (346), 24 октября 2001

Упаковка таблеток

Современный российский завод может делать из импортных субстанций любые лекарства, в том числе поддельные. Фото ИТАР-ТАСС

Первые раунды борьбы российских компаний с фальсификацией лекарств пока плодов не принесли: число подделок в аптеках не снижается, фальсификаторы не оказываются на скамье подсудимых. Государство уповает на полицейские меры борьбы с подделками, а российские производители утверждают, что нынешних законов хватает для борьбы с любым фальсификатором. Но ситуация вовсе не так страшна, хотя главным пособником производителей контрафактной продукции может в 2002 году стать само государство, желающее ввести НДС на продажу лекарственных средств.

Чужие среди своих

В борьбе с фальсификацией лекарств в России за то время, когда это явление стало из узкоспециальной проблемы широко обсуждаемым злом, последовательно выработано четыре стратегии. И каждая из них уже показала свою низкую эффективность.

Первый способ фармацевтические компании (преимущественно иностранные) нашли, судя по всему, на рынке, также страдающем от фальсификации — алкогольном. Схема сводилась к смене дизайна упаковки фармпрепарата, добавлению в оформление голографических наклеек и т. д. Такая борьба с подделками показала себя как слишком дорогая (до $1 млн в год на одно наименование популярного препарата) процедура. Кроме того, выяснилось, что у этого способа слишком слабая законодательная база; например, требование компании Pliva провести проверки аптек в регионах на предмет наличия в продаже фальшивого сумамеда игнорировалось.

Второй способ был опробован тоже Pliva, которая отозвала один из своих препаратов с рынка на полтора года. Метод оказался действенным, но повторять опыт никто не решился.

Третья волна публичной борьбы с подделками была основана на преследовании конкретных, по возможности крупных, производителей подделок. Пожалуй, самым известным объектом преследования стала группа компаний предпринимателя Владимира Брынцалова. Минздрав собрал и передал в Генпрокуратуру подборку документов, из которых следует, что целый ряд поддельных препаратов, например, фальшивые рулид, фестал и клафоран, распространяло ЗАО «Брынцалов». А компания Pliva сообщает, что номер серии, указанный на упаковках поддельного ноотропила, который распространяло ЗАО «Брынцалов А», совпадает с номером серии партии ноотропила, поставленной Pliva российской компании «Теремок». Несмотря на все это, привлечь к ответственности господина Брынцалова и его сотрудников не удалось — уголовное дело по факту фальсификации лекарств было прекращено МВД.

Наконец, четвертый раунд борьбы с подделками только начинается. Заместитель министра здравоохранения Антон Катлинский неоднократно подчеркивал «желание и готовность Минздрава сотрудничать со всеми, кто заинтересован в решении проблемы, наносящей непоправимый ущерб здоровью населения», и наконец добился введения в круг борцов с фальсификацией лекарств силовых органов. В программу работы осенней сессии Госдумы РФ уже внесен законопроект об усилении борьбы с фальсификацией фармпрепаратов: он предусматривает введение уголовной ответственности. Правда, скептики уже сейчас в открытую говорят, что такие меры будут малоэффективны.

Между тем, судя по комментариям представителей фармрынка, государство в следующем году предпримет шаг, обязательно увеличивающий количество подделок на российском фармрынке. Это введение НДС на лекарства.

Налог на добросовестность

По мнению аналитиков, большая часть лекарственных средств подорожает для конечного потребителя на 30-50%. Данные социологического опроса, проведенного в Москве Центром социальных исследований, показывают, что если цены вырастут на 20-30%, то 62% пенсионеров вынуждены будут частично отказаться от покупки необходимых препаратов. Да и борьбе за отечественных производителей против западных увеличение пошлин вряд ли поможет: по прогнозам аналитиков The Boston Consulting Group, ценовое лидерство российских заводов будет утрачено к 2005 году, когда намечен перевод российской фармацевтической промышленности на новые, более дорогостоящие стандарты производства (GMP).

А вот росту числа подделок введение НДС будет напрямую способствовать. Разница в цене (как отпускной, так и розничной) между настоящим препаратом и его «аналогом» увеличится, и подделывать лекарства станет выгоднее. Кстати, ситуация абсолютно ничем не отличается от картины, ежегодно наблюдаемой на рынке алкогольной продукции: с нового года, момента увеличения акцизов на алкоголь, количество фальсификата вырастает с 25-30% рынка до 45-55%. И до следующего нового года (акциз де-факто снижается инфляцией) доля падает до тех же 25%. Только в случае с фармрынком доля фальсификата с нынешних нескольких процентов должна зафиксироваться на 11-20% (тут прогнозы расходятся).

Борьба российского государства с подделками лекарств, скорее всего, так суматошна и малоэффективна потому, что фальсификация фармпрепаратов — явление для мировой и тем более российской экономики относительно новое и его экономические корни не слишком хорошо изучены.

Одна из самых заметных особенностей российского фармрынка — крайне небольшая сумма, которую тратит средний россиянин на лекарства. С тем, что рост доходов населения — основная движущая сила роста продаж фармпрепаратов, согласны все участники рынка. Так, оценивая состояние рынка в 2000 году, специалисты компании ЦВ «Протек» указывают, что в последние годы наблюдается «устойчивая и тесная корреляция реальных доходов населения и объема фармрынка». Впрочем, дело не только в низком доходе, но и в советской привычке людей вообще не платить за лекарства. На фармацевтическую продукцию средний россиянин тратит около 2% своего дохода. Но специалисты не склонны оценивать проблему только с точки зрения бедности потребителя. «Емкость рынка пива превышает емкость фармацевтического рынка в 1,8 раза: на водку население России тратит в три раза больше, чем на поддержание и восстановление здоровья», — говорит Елена Финагина, директор по маркетингу группы компаний «Отечественные лекарства».

Эти особенности в немалой степени служат благодатной почвой для изготовления подделок: оценивая характер спроса, дистрибуторы стараются закупить препараты с минимальной стоимостью. «Часто оптовики отказываются закупать наши препараты только потому, что они дороже, чем у конкурентов. Качество их совсем не интересует!» — рассказывает Александр Тюляев, руководитель центра маркетинговых исследований ОАО «Химфармкомбинат "Акрихин"».

На что надеяться

Характерно, что войну с поддельными препаратами в России начали вовсе не крупные дистрибуторы и импортеры лекарств, для которых существование на рынке фальсифицированных лекарств означает снижение темпов продаж и уменьшение прибылей, а производители и Минздрав. Крупные дистрибуторские компании больше других понимают, что лучший способ наведения порядка на рынке — не административный контроль, а упорядочение самого рынка. В прозрачных условиях сбыта лекарств подделкам места нет.

В этом отношении тенденции развития российского рынка лекарств позволяют говорить о том, что подделки в России становится продавать если не менее прибыльно, то хотя бы сложнее. Основная тенденция — сокращение числа дистрибуторов: за счет выпадения из цепочки перепродаж лекарств мелких региональных дистрибуторов число посредников между производителем и аптекой уменьшается. А это делает более прозрачным путь каждой партии. Кроме того, снижению уровня продаж фальшивых лекарств способствуют договоры крупных дистрибуторов с производителями и региональная экспансия крупных дистрибуторов (именно в бедных регионах подделки распространяются лучше, чем в городах-миллионниках). По мнению Антона Парнанского, первого заместителя генерального директора ЗАО «Верофарм», «через несколько лет в России останется всего четыре-пять дистрибуторов с разветвленной сетью региональных филиалов. Остальные прекратят свое существование".

Тем не менее до завершения формирования цивилизованного рынка проблема фальсифицированных лекарств останется серьезной как минимум до 2005-2007 года. Как считает исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) Роберт Розен, «единственный способ противостоять угрозе распространения поддельных лекарств — объединение усилий всех честных фармпроизводителей, дистрибуторов, фармацевтов и Минздрава».

Российские производители лекарств куда как спокойнее относятся к этой проблеме. Так, большинство опрошенных журналом «Деньги» менеджеров российских фармзаводов — «Акрихина», «Нижфарма», «Биосинтеза» — считают, что с промышленными производителями подделок стоит разбираться только в суде. Что же до ужесточения законодательства по борьбе с подделками лекарств, то один из руководителей российских заводов прокомментировал это так: «Какой смысл вводить новые законы, если люди до сих пор не научились жить по старым?»

Где и как подделывают лекарства

Поддельные лекарства — проблема не только России, где доля подделок составляет около 3,7% рынка, или слаборазвитых стран. И в США фальшивые таблетки доставляют немало неприятностей рядовым гражданам и хлопот правительству. Доля подделок на фармацевтическом рынке конкретной страны не связана напрямую с ее развитостью. Так, по данным Marketletter Publications Ltd, во Вьетнаме поддельных лекарств продаётся исчезающе мало, несмотря на то что рынки соседних государств от них ломятся. В Нигерии подделки настолько распространены, что это является одной из причин высокой популярности «народных лекарей» иколдунов. В Колумбии доля подделок на рынке оценивается примерно в 40% от продаж, а в сравнимых по уровни» жизни странах она колеблется практически от несущественного уровня (Куба) до приемлемых 3—4% (Чили). В США этот показатель — 3,5-4%. Мировыми лидерами но производству фальсифицированных препаратов считаются Индия и Пакистан, входящие в число крупнейших экспортеров лекарств-дженериков. По данным The World Health Organization, в Индии подделки составляют около 20%, на экспорт их идет не менее чем на $200 млн в год. Мировой оборот фальсифицированных фармпрепаратов можно оценить не менее чем в $2,5 млрд в год.


Назад Далее

В начало страницы

 


При любом использовании материалов сайта или их части в сети Интернет обязательна активная незакрытая для индексирования гиперссылка на www.aferizm.ru.
При воспроизведении материалов сайта в печатных изданиях обязательно указание на источник заимствования: Aferizm.ru.

Copyright © А. Захаров  2000-2017. Все права защищены. Последнее обновление: 06 ноября 2017 г.
Сайт в Сети с 21 июня 2000 года

SpyLOG Яндекс.Метрика   Openstat   HotLog