Аферы Подделки Криминал Подделки Бензин

Главная ] Вверх ] Химичат на половине АЗС ] «Бодяга» под видом бензина ] [ Горючие слезы ] Фальсификация бензинов ]






Горючие слезы

Александр Попов. За рулем, №12-2003

В темно-красном ведре
               разведу я погуще присадку

В темно-синем ведре 
               я водою бензол разведу

И в цистерны залью
            размешав деревянной лопаткой...

А иначе зачем на земле
                      этой вечной живу?

Подражание Булату Окуджаве

Залить в бак своего автомобиля вместо бензина нечто горючее случается даже в Москве. Недаром у каждого обывателя есть «своя» проверенная АЗС. Но когда колесишь вдали от любимого шланга, поневоле приходится лить, что дают. А что же «дают»?

Типичный маршрут среднерусского путешественника -- на юг, к морю по федеральной трассе М4 «Дон». Посмотрим, велик ли риск отравить любимого «коня» ядовитым бензином на этой дороге вокруг Ростова.

Закон, что дышло

Госинспектор Кайдеридис приступил к проверке

Изъятие проб топлива -- акт процессуальный: здесь полагаются понятые, мундир с погонами и соответствующее удостоверение госслужащего. «Корочки» журналистов тут не годятся -- не тот статус.

Чтобы обрести подходящий, мы обратились за помощью к профессионалам -- в Ростовский Центр стандартизации. Начальник отдела Госнадзора Е. Швыдко сотрудничать согласился охотно. Ведь вместе легче бороться с проблемами. А накопилось их немало.

Корни многих -- в законодательстве. Прежде было проще. На топливо выдавали сертификат соответствия и паспорт, своеобразный знак качества. Висели они в «красном углу» любой АЗС. Недобросовестных заправщиков по этим бумагам легче было поймать за руку. Ныне отловить бодяжника куда труднее: в новом законе «О техническом регулировании» (в нем наши национальные стандарты приведены в соответствие с мировыми) в документах всего несколько параметров, о качестве -- ни единого слова!

Ведь при капитализме его регулирует рынок, а государство лишь присматривает. Оно следит, чтобы выпускаемая продукция не угрожала жизни, здоровью, имуществу граждан и окружающей среде. Остальное -- личное дело потребителя. Не нравится товар -- покупай у конкурента.

Впредь и у нас госорганы будут контролировать только октановое число, концентрацию свинца, массовую долю серы, содержание марганца, объемную долю бензола и фракционный состав топлива. Вывешивать результаты таких исследований в окошке АЗС бессмысленно: без спецподготовки не разберешься. Что до присадок -- лей, хоть залейся. Замешивай любой суррогат, лишь бы сера да бензол (и пр.) были в норме. А каково будет мотору, никого не волнует. Уже сегодня от переизбытка добавок свечи зажигания теряют потенцию после нескольких тысяч километров пробега. Ждать, что завтра они устоят дольше, наивно. (Подробнее о влиянии ферроценов -- в материале А. Лебедева «Рыжая беда» - ред.)

Следующий «подарок» правительства -- введение нулевого акциза на прямогонный бензин (то есть через бухгалтерию потребитель его проводит, но налог при покупке не платит). Несмотря на название, этот промежуточный продукт перегонки нефти топливом не является. Но легко может быть выдан за него после небольшой предпродажной подготовки. Рецепт прост.

Бухнул в «прямогонку» дешевую присадку, перемешал -- готов суррогатный «76-й». Плеснул ее в товарный «92», добавил той же присадки от души, есть бодяжный «95». Торгуй и радуйся, получай прибыль от экономии на акцизе! Ездить на этой жиже автомобиль будет, только для мотора она, как для человека неочищенный самогон. Пить противно, но надо, а наутро жить не хочется.

Впрочем, есть и другие, нелегальные способы обогатиться. К примеру, подключить колонку к «чужой» емкости. Отъехал водитель пару километров от заправки и чувствует -- не едет машина, будто сглазили! Это потому, что вместо «95-го» реально влили «92-й», а то и вовсе «76-м» подменили. Правды не найти. Пожаловаться контролирующей организации? Так у нее не то что на экспертизу, на зарплату сотрудникам бюджетных средств не хватает. А без бумажки «бензиновых королей» не проймешь. Они народ грамотный, закон нарушают сознательно, просчитав выгоду и степень риска от аферы. В одиночку с ними лучше не связываться. Даже официальные проверяющие работают под прикрытием Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП). Меньше риск нарваться на провокацию.

В такой мощной защите мы пока не нуждались, а вот усилению в лице государственного инспектора В. Кайдеридиса обрадовались. С ним мы -- слово и дело государево!

Всем оставаться на местах!

На операторов АЗС вид служебных удостоверений госинспектора и журналиста влияет по-разному. Кто-то впадает в ступор, перестав реагировать на окружающую действительность. Кто-то захлопывается в кассе, пытаясь дозвониться до начальства. Удивляться тут нечему: нарушения -- сплошь и рядом. Чаще всего отсутствуют нормативные документы на топливо, просрочены сертификаты средств измерений, не ведутся журналы сменных отчетов. Ждем прибытия начальства, ежась под недружелюбными взглядами вооруженной охраны. Как правило, хозяин прибывает быстро -- через 10-15 минут. Видимо, сказывается многолетняя привычка не опаздывать на стрелку.

Типичный директор -- это администратор и бизнесмен. Хорошая одежда и автомобиль, чувство собственного достоинства, умные глаза. С его прибытием персонал заправки мгновенно перестает валять дурака и все просьбы проверяющих, если они подтверждены кивком начальника, выполняет мгновенно.

Усы и хвост -- вот мои документы

У заправщиков, как у плохих стоматологов, пломбы долго не держатся!

Так вот где скрывалась погибель моя!

Два раза -- недобор, один -- перебор

Куда уехал цирк?

Все проверки начинаются с изучения документации. После предстоит осмотреть пломбы на объемомерах колонок, определить погрешности при отпуске топлива и взять пробы бензина.

АЗС № 9 (1055-й км трассы «Дон») предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ) «Пономарева И. В.». Вместе с директором следим, как механик вскрывает колонки. Ну и ну! Со всех агрегатов сорваны пломбы. Четыре пистолета льют топливо, как бог на душу положит: «76» -- недолив в 10-литровом заказе 120 мл, «92» -- норма, «95» -- перелив 120 мл, «ДТ» -- недолив 150 мл. Это при допустимых ±25 мл на 10 л.

Интересная логика! «Экстра» -- для серьезных парней, им сподручнее лить через край -- так спокойнее. «92» -- промежуточный вариант -- тютелька в тютельку. Остальные -- колхозники и шоферы -- не опасны, можно недолить. Обойдутся! Прикрываем АЗС до устранения нарушений. Это минимум три-четыре дня простоя (а значит, убытков) и неизбежные штрафы: должностные -- до 10 минимальных окладов, юридические -- до 100. (Выписки из заключений № 6511/26-09 и № 6510/26-09 Мосрегионтопэнергонадзора: проба бензина марки АИ-95 по концентрации фактических смол и фракционному составу не соответствует требованиям ГОСТ Р 51105-97, паспорт качества № 1320-Н от 26.09.03 г.; проба бензина марки АИ-92 по концентрации фактических смол не соответствует требованиям ГОСТ Р 51105-97, паспорт качества № 1321-Н от 26.09.03 г.)

Комментарий эксперта: отклонениями фракционного состава в данном случае можно пренебречь. Повышенное содержание смол, скорей всего, результат нарушения технологии «ранения или транспортировки: срок реализации истек или топливо везли в грязной цистерне. При использовании неизбежны смолистые отложения на деталях системы питания, газораспределительного механизма, цилиндро-поршневой группы и в камере сгорания. В обозримом будущем мотору-- крышка.

Требуйте долива после отстоя...

Проезжаем по трассе с десяток километров в объезд Ростова на Аксай. Заправок много, случается, стоят так плотно, что разделены лишь заборами. Некоторые выглядят богаче столичных. Выбираем не самую шикарную, но с красивым названием «Кристина». Утренняя процедура повторяется. Пломбы ТРК на сей раз в порядке, но первые замеры показывают недолив. Здесь, похоже, местных авторитетов не уважают. Руководство меж тем реагирует спокойно. Знают, что методика требует повторения замеров и учета температуры топлива. Приносят термометр, метролог, сняв показания, вносит поправку. С третьего раза контрольные замеры ложатся в допуски. Ситуация, как выясняется, привычная.

После перерыва колонка всегда подвирает. Техника отечественная, уплотнения не держат, бензин из шлангов стекает в емкость, в систему попадает воздух -- отсюда недолив.

А импортные здесь не жалуют. У них свой недостаток. Случись что, визит рембригады с запчастями из дальнего зарубежья обойдется в копеечку. Но, главное, отмеряет больно точно. А на заправке правильный литр ни к чему --тут своя мерка!

(Выписка из заключения № 6515/ 26-09 Мосрегионтопэнергонадзора: проба бензина марки АИ-95 по октановому числу и концентрации фактических смол не соответствует требованиям ГОСТ Р 51105-97, паспорт качества № 1317-Н от 26.09.03 г.)

Комментарий эксперта: это пересортица. Под видом «95-го» нам «впарили» «92-й», к тому же просроченный. Судя по количеству серы и бензола, для его производства использовалось высококачественное промышленное сырье. Но сейчас концентрация смол в шесть раз превышает норму. Отрава!

Самогонщики

А говорили -- порожняком пойдем!

Насос и электроудлинитель -- вот средства обогащения.

Справа -- не ДТ, а его "аналог" из подручного материала.

На очереди АЗС ООО «Кристалл». На охрану частной собственности хозяева встали грудью. Похоже, за забором важный криминально-стратегический объект. В присутствии ГУБЭП часовые скисли, и нам без помех удалось пройти на заправку.

Картина любопытная: во дворе -- бензовозы, возле топливных емкостей -- переносной насос. Шланг переброшен через забор на соседнюю территорию, заставленную бочками. Типичная «лаборатория» для приготовления «товарного» бензина из прямогонного. Пока персонал не опомнился, успеваем кое-что сфотографировать. Прибывший руководитель предъявил просроченные сертификаты. Показания счетчиков всех четырех колонок оказались скорректированы в «нужную» сторону (максимальный недолив -- 330 мл!).

Торговать этой АЗС запретили актом. Взятые пробы отвезли в лабораторию Батайской нефтебазы.

-- Божечки! Кто же вам такую дрянь продал? -- пропела лаборантка, стараясь не дышать парами «7б-го».

Дизельное топливо по внешнему виду химики квалифицировали как печное. Теперь, чтобы изъять его из оборота, нужно дождаться результатов анализа. (Выписка из заключения Мосрегионтопэнергонадзора: «Бензин марки АИ-95 по октановому числу и концентрации фактических смол, АИ-92 по октановому числу, концентрации фактических смол и плотности, А-76 по октановому числу и концентрации фактических смол, дизельного топлива по температуре вспышки и фракционному составу не соответствуют ГОСТам».)

Комментарий эксперта: в двух случаях -- снова пересортица. Вместо «95» торгуют просроченным «92», а «92» подменяют «древним» «76». Количество смол в 8 и 12 раз превышает норму. Судя по составу, топливо могло быть получено из газоконденсата где-нибудь в Казахстане или Астрахани. Роль А-76 играет прямогонный бензин, его октановое число (65 единиц) даже не пытались поднять присадками до нормы. ДТ, судя по всему, тоже «прямогонка». Залить два последних образца в бак -- верный способ загубить двигатель.

Доверяй, но... проверяй

На пути в Москву взяли еще четыре неофициальные пробы. Так и подмывало сравнить с регламентом бензины солидных нефтяных компаний. Результаты анализа ошарашили: во всех без исключения обнаружили несоответствия. Хороший бензин на трассе М4 «Дон» нам так и не попался, зато нашелся повод провести еще одну проверкку.

Сам себе контролер

Случалось ли вам заправляться некачественным бензином?

Пока государство решает глобальный вопрос о влиянии топлива на экологию, свои интересы частнику надо блюсти самостоятельно.

С недоливом, увы, придется смириться. Выявлять недостачу и судиться с жульем автовладельцу недосуг. Особенно если он здесь проездом.

Подмену октанового числа на три единицы впрысковый мотор почувствует, но приспособится. (А на большее «бизнесмены», скорее всего, не рискнут). Контроллер скорректирует угол опережения зажигания. Разумеется, упадет мощность, подрастет расход топлива -- не смертельно. Владельцам карбюраторных версий придется выставить зажигание вручную.

«Прямогонкой» торгуют беспредельщики, им вообще никакой закон не писан. Под видом топлива продают все, что горит. Спасение -- на заправках солидных компаний. Там, скорее всего, этим делом не балуются: не тот размах. Зачем что-то бодяжить в бочках, когда есть свой завод?

От избытка смолы защитить мотор нечем. Жаль, ведь продукты ее разложения забивают зазоры, каналы, оседают на теле деталей, ухудшая теплоотвод. Но процесс, к счастью, постепенный. За один отпуск двигатель не угробить. Зато постоянным клиентам деньги на капремонт надо откладывать втрое чаще.

А от мировых стандартов если будет прок, то не скоро. У нас ведь не Европа -- не тот климат!


Назад Далее

В начало страницы

 


При любом использовании материалов сайта или их части в сети Интернет обязательна активная незакрытая для индексирования гиперссылка на www.aferizm.ru.
При воспроизведении материалов сайта в печатных изданиях обязательно указание на источник заимствования: Aferizm.ru.

Copyright © А. Захаров  2000-2017. Все права защищены. Последнее обновление: 06 ноября 2017 г.
Сайт в Сети с 21 июня 2000 года

SpyLOG Яндекс.Метрика   Openstat   HotLog