Аферы Подделки КриминалПодделки Подделка под золото

[Главная] [Вверх] [Бриллианты мутной воды] [Не всё то золото] [Любовь до пробы] [Заклейменные контрабандой] [GOLDОДРАНЦЫ] [Кольца и браслеты]





 

"...Кольца и браслеты я ли для тебя не покупал?!"

Катерина Ротанова.  Город и горожане (Нижний Новгород), 18 февраля 2003.

С покупкой золотых изделий связано множество мифов, которые выдумывают те, кому это выгодно, – поддельщики золота и многочисленные лохотронщики.

Золотой лохотрон

Золотой самородок

Хрестоматийная ситуация: по доброте душевной водитель авто останавливается перед отчаянно голосующим на безлюдной трассе человеком: "Браток, выручай, машина встала, придется в автосервис буксировать". Потом выясняется, что до дома бедолаге больше суток езды, поэтому он готов отдать за бесценок все, что у него есть при себе за какую-нибудь тысячу рублей. Даже вот эту двадцатиграммовую золотую печатку. "Её я продать, конечно, не могу, но выкуплю у тебя потом по двойной цене, а не получится, так тебе же лучше – кольцо при тебе останется". Сомневающийся простачок с недоверием осматривает печатку: тяжелая, с пробой, на золото очень похоже; видно, что не новая (но раз носили и не потемнела – значит, не подделка). Потом идут длительные уговоры, поливание кольца всякими заготовленными, кстати, заранее самим торговцем кислотами, надпиливание и т.д., и т.п...

Короче, довольный приобретением на халяву двадцатиграммового "золотого слитка" покупатель уже через несколько дней убедится, что эта железка не стоит не только тысячи российских дензнаков, но даже одного рубля. Что, спрашивается, ввело взрослого человека в такое явное заблуждение? Ответ: мастерски разыгранное шоу "пострадавшего", проба на кольце, внушительный вес изделия, невосприимчивость его к химреактивам.

Бывает и так: разведенная дама приносит на переплавку обручальное кольцо, которое проносила более десяти лет. Возмущению ее нет предела, когда мастер не принимает изделие, так как оно – грубая подделка.

Вот они – мифы. Кому легче всего сбыть поддельное золото? Тому, кто верит, что на "левый" товар нельзя поставить клеймо, что посторонний сплав обязательно облезет, побелеет, позеленеет, стоит засунуть его в какую-нибудь кислоту, что только подлинный драгметалл не подвластен времени...

А между тем приобрести поддельное золото мы рискуем не только в переходах метро, из рук цыганок и на автотрассе, но и в самых обычных ювелирных магазинах. И это очень закономерно: за последние 10 лет официальное производство золота сократилось примерно в три раза, а мелкие "ювелирки" открываются даже в продуктовых магазинах. Ну где на всех настоящего золота напастись?

Говорят, что подделка золотых украшений – бизнес очень выгодный и непыльный. А что? Товар мал по размеру, но необыкновенно дорог. Он удобен для контрабанды, а его производство не требует больших помещений и сложных технологий.

А научились подделывать так, что иной раз и специальные детекторы не могут определить состав металла, признается мастер ювелирной мастерской ООО "Сапфир-НН" Олег Болотин. Способов имитации драгметалла бесчисленное множество, но чаще всего это различные сплавы: латунь, рондоль, бронза, медь. Порой поддельщики не брезгуют и железом с алюминием. И если большинство из подделок наметанный глаз мастера определит прежде, чем взять изделие в руки, то встречаются среди них такие, как, например, сплав меди и цинка – томпак, в котором ни грамма золота, но распознать это под силу только маститому эксперту (О сплавах, похожих на золото, смотри здесь).

Но каким образом на подделке оказывается проба, спросите вы? Опытным поддельщикам не составит труда "выгравировать" на изделии какие-нибудь иероглифы, цифры, значки... (Виды пробирных клейм смотри здесь). Благо, не каждый покупатель недорогого золотишка анализирует клеймо со знанием дела. А не мешало бы, советует Олег Болотин: на пробе должны просматриваться не только все цифры, но и символы в виде звезды с серпом и молотом или женского профиля, как, например, у российского стандарта, а также шифр территориальной инспекции пробирного надзора. Но если настоящее отечественное золото еще можно хоть как-то "вычислить" по пробам, то с иностранными клеймами вообще запутаешься.

Хотя справедливости ради надо заметить, что на подделку пробирного клейма решится не каждый "золототорговец", так как за такое дело можно и уголовную ответственность понести. Поэтому поддельщики находят способы, что называется, более изысканные, в результате чего в руках покупателя оказываются грубые подделки с самой что ни на есть настоящей пробой. А делается это так: в инспекцию по пробирному надзору предоставляется не целая цепочка или браслет, а только замок или несколько звеньев настоящего золота. Дальнейшие действия поддельщиков ясны?

Как же уберечься от покупки поддельных золотых украшений? Никакие химические реактивы не помогут. Во-первых, в магазинах и аптеках их не продают, они имеются только в экспертных органах и мастерских. Во-вторых, каждый "левый" сплав требует индивидуального подхода. Можно, припоминает Олег, попробовать средство для удаления бородавок – ляпис, которое цыганки используют при покупке подержанного золота. Но самый банальный и единственно верный способ не оказаться в дураках, по мнению людей знающих, – это покупать золото в крупных, зарекомендовавших себя с лучшей стороны ювелирных салонах, а не в малоизвестных однодневках, даже если товар в них более дешевый. Внимательность при покупке золотых украшений превыше всего. Чем аккуратнее у изделия выглядят замочки, спайки, звенья, тем больше вероятности, что оно золотое.

О золоте красном, о золоте желтом...

Искушенный покупатель, конечно, знает, что все золотые изделия сделаны не из чистого золота. Но встречается и сегодня немало "ценителей", признается ювелирный мастер Анатолий Малов, которые не имеют ни об этом, ни о том, что такое проба, никакого понятия. Чистое золото не окисляется на воздухе даже при нагревании, не вступает в реакцию с кислотами, щелочами, солями, но имеет один существенный недостаток: оно очень мягкое и подвержено быстрому истиранию, так что изделия из него легко рвутся и мнутся. Поэтому с давних времен у золотых дел мастеров принято добавлять в золотые изделия другие металлы – медь и серебро, сплав из которых называют лигатурой. Если на изделии стоит 585-я проба, это означает, что в 1000 граммах этого металла содержится 585 граммов чистого золота и 415-лигатуры. Чем выше проба, тем больше золота и тем мягче и менее практичнее изделие.

Так уж принято, что у нас больше ценится "русское" золото и меньше – "турецкое". Откуда взялись эти обозначения? Они очень условны. Настоящее золото ни русским, ни турецким, ни китайским не бывает. Но золотые украшения даже с одинаковой, принятой мировым стандартом 585-й пробой почему-то отличаются по цвету. Объясняется это всего-навсего отличием состава лигатур: в отечественном золоте больше меди, придающей ему красноватый оттенок червонного золота, в импортном – больше серебра, от которого оттенок полученного изделия становится ярко-желтым, что очень напоминает цвет чистого первозданного золота. Было время, когда российский потребитель был падок на импортные изделия: не из-за качества металла, а по большей части из-за дизайна украшений. Импортные цепочки и колечки привлекали изящностью, легкостью, разнообразием, чем не могли порадовать тяжеловесные "якорные" цепи отечественных производителей.

Но первая голодная волна прошла – пришла волна разочарований: турецкие цепочки и сережки оказались ужас какими непрочными, постоянно ломались, протирались и не подлежали ремонту. "Нет надежнее наших "якорных" цепей, – считает Анатолий Александрович, – во всяком случае, к нам в ремонт несут не их, а красивые импортные однодневки".

Но не бывает правил без исключений – качественные и некачественные ювелирные изделия производят как у нас, так и за рубежом. Никто не может утверждать, что красное золото лучше желтого. Никто не может утверждать и то, что красное – непременно произведено у нас, а желтое за рубежом. Поскольку иностранные импортеры, изучив спрос российского покупателя, быстро научились производить золото червонное, добавляя в него больше меди.

Главное требование к качеству золота – это его подлинность. Подлинное золото не имеет срока годности, не выходит из моды.


Назад



При любом использовании материалов сайта или их части в сети Интернет обязательна активная незакрытая для индексирования гиперссылка на www.aferizm.ru.
При воспроизведении материалов сайта в печатных изданиях обязательно указание на источник заимствования: Aferizm.ru.

Copyright © А. Захаров  2000-2017. Все права защищены. Последнее обновление: 11 марта 2017 г.
Сайт в Сети с 21 июня 2000 года

SpyLOG Яндекс.Метрика   Openstat   HotLog