Секты Архив раздела "Секты"

Главная ] Вверх ] Поклонники солнца? ] Подари "церкви" квартиру ] Обмани меня, господи ] Секты шпионят? ] Опричное братство из Кощеева ] Бог шельму метит ] Новые русские секты ] Свальный грех ] Братство from USA ] [ Мормоны в Смоленске ] Охота за сознанием ]



Мормоны в Смоленске

"Рабочий путь" (Смоленск)

 Члены религиозной ассоциации "Церковь Иисуса Христа святых последних дней" почему-то очень интересуются российскими архивами, объясняя свой интерес тем, что метрические книги, ревизские сказки и прочие документы генеалогического характера им нужны для совершения религиозных обрядов и научной деятельности.

 

Если с научной и исследовательской деятельностью эту потребность еще можно как-то связать, то каким таким религиозным обрядам подвергаются документальные свидетельства о жизни наших предков, абсолютно непонятно.

С начала перестройки в архивах многих российских городов начали трудиться иностранные ученые. Но пик пришелся на середину 90-х. Интересовало их все: генофонд дореволюционных губерний, раскулачивание, национальный вопрос, репрессии, молодежные проблемы в СССР. Не перечесть, сколько диссертаций защищено благодаря материалам каждого отдельно взятого архива, сколько книг издано.

-- Мы предоставляли и предоставляем документы не только русским, но и американским, австрийским, швейцарским, польским исследователям, -- рассказывает руководитель областного архива Нина Григорьевна Емельянова. -- Наши сотрудники немало времени и сил тратят на помощь многочисленным обращающимся, и с недавних пор некоторые наши услуги стали платными. На государство и местные власти надежды мало, вот и приходится самим зарабатывать. А в каком состоянии нынче архив, вы и сами видите.

Да, вижу. Читальный зал закрыт, поскольку находится в аварийном состоянии, "уезжает" в ров, отделяясь от основной конструкции здания. В тяжелых условиях работают те, кто сохраняет для потомков документы, реставрирует и переплетает старинные неподъемные книги, отпугивает крыс и получает копейки. Не в цене у нас история Отечества. Видно, не до того нынче. Увы...

Однажды в Смоленском архиве заметили, что очень часто в запросах встречается фамилия одной и той же москвички. Этой женщине позвонили и сказали, что подготовка такого количества сведений занимает много времени и ей пора хотя бы символически оплачивать работу. Женщина, видимо, была настолько заинтересована в получении информации, что приехала в Смоленск и заплатила. Более того, рассказала, что она -- из мормонов.

Вслед за ней наш город посетили директора гуманитарных программ Нед и Марклей Браун. Посмотрели, как на Соборном дворе и в костеле содержатся документы, и предложили заключить договор - мол, они предоставят архиву аппаратуру для микрофильмирования, все необходимые химикаты, заплатят до десяти тысяч долларов, а смоленские специалисты должны будут переснять для них множество имеющихся бумаг. Несмотря на то, что законом это не запрещено и в ряде российских городов такое практикуется (например, в Туле, где работают для того же штата Юта), Емельянова отказалась. Просто представила, на сколько пятилеток Смоленский архив попадет в кабалу, отрабатывая такой "заказ". Это колоссальная работа, к тому же для микрофильмирования ветхие книги необходимо "распотрошить", что неизбежно приведет к утрате многих страниц. Несмотря на отказ, Нед и Марклей все же подарили архиву устаревший компьютер, чем вызвали к себе симпатию его сотрудников.

Помню, как-то на улице Октябрьской революции встретила молодых людей в черных костюмах и белых рубашках. "Не иначе, какая-то рекламная кампания, сейчас товары начнут предлагать", -- подумала я. Но нет, вовсе не товар предлагали эти люди, в большинстве своем говорящие с откровенным акцентом, -- приглашали на какое-то мероприятие религиозного толка. Что не православного, я поняла сразу.

Относясь терпимо к разным вероисповеданиям, которых немало в нашей многонациональной и многострадальной России, все же ответила грубовато. Примерно следующее: "Знаете, ребята, у меня уже есть религия, доставшаяся от моих предков; она в моей крови, в каждой жилке. К чему мне выбирать что-то еще? Возможно, я даже атеистка, но дай мне Бог когда-нибудь решить этот личный вопрос, к которому ни вы, ни какая-нибудь иная секта никакого отношения не имеет. А потому прошу вас посторониться".

Потом мне стало неловко за свою бестактность, но, с другой стороны, какого черта эти черно-белые люди часами, годами стоят на наших улицах? Нравится им их вера -- так пусть бы втихаря веровали, зачем заманивать растерянных прохожих? Интересно, как бы отнеслись в штате Юта к русским миссионерам от православной церкви...

После недавних Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити только ленивый не знает, что мормоны -- члены возникшего в 1827 году в США религиозного объединения, основателем которого является Джозеф Смит. Многие информационные издания пестрели сообщениями о том, что мормоны -- чуть ли не боги, не курят, не пьют ни спиртного, ни кофе, но что у них распространено многоженство -- кто ж без слабостей?

Примечательно, что ведущие отечественные и зарубежные религиоведы называют мормонов называют членами секты, в которой большинство -- зажиточные фермеры, жестоко эксплуатирующие рядовых членов, и особенно женщин, чье положение совершенно бесправно. Элементы вероучения мормонов -- христианство, ислам, буддизм, древнегреческое язычество. Такая вот странная смесь.

Говорят, что мормоны считают себя самыми безупречными людьми в мире. Они приложили все силы, чтобы Олимпиада прошла именно в Юте, -- ведь тогда мифы о мормонах развеются, о них узнает весь мир. Они добились этого, а историю с многомиллионными взятками членам Международного олимпийского комитета удалось замять - судья оказался тоже мормоном.

В 162 странах мира миссионеры "Церкви Иисуса Христа святых последних дней" прилагают массу усилий для привлечения новых последователей учения. Ходят разговоры о том, что даже президент США -- мормон. 11 миллионов мормонов насчитывается сейчас на планете, и армия эта постоянно пополняется.

Но что же это все-таки за религия? Несмотря на массу публикаций, невозможно было найти ответ именно на этот вопрос. Известно, что "чужакам" запрещается присутствовать во время совершения их религиозных обрядов. Также известно, что церковные финансы у них строго засекречены, хотя в 1997 году журнал "Тайм" оценил их в 11 миллиардов долларов. У "Церкви" множество своих предприятий, а "паства" отчисляет ей десятую часть своих доходов.

Штат Юта с середины и до конца XIX века считался "подрывной колонией", "рассадником разврата, клановости и омерзительных ритуалов". Пушки федеральных войск были направлены на главные мормонские святыни. Но и мормоны не дремали, вооружаясь и угрожая всей Америке "божественным наказанием". Сейчас все иначе. Мир стал более терпим ко всему чужому и чуждому.

О "смоленских" мормонах удалось узнать немного. Приехавшие в наш город из США и стран ближнего и дальнего зарубежья, они живут на спонсорские деньги, занимаясь миссионерской деятельностью. Два года они должны отдать агитационной деятельности, их могут "откомандировать" в любой другой город или страну. Что еще? Эти улыбающиеся, выхоленные люди обучают наших детей английскому и работе на компьютере. Бесплатно. Интересно, чем спустя небольшое время обернется такой "бесплатный сыр"?

В пресс-службе Управления ФСБ по Смоленской области несколько удивились моим "религиозным" вопросам, но не отказали во встрече с одним из сотрудников, имя которого я не стану называть по понятным причинам. Разговор получился серьезным и откровенным. Вот расшифровка диктофонной записи:

-- Понимаете, времена сильно изменились, и в задачи органов безопасности не входит "отслеживание" иноверцев. В нашей стране свобода вероисповедания, к тому же у нас и без того, поверьте, работы хватает -- будничной, кропотливой, тяжелой, порой страшной. Но когда приходится сталкиваться с ситуациями, которые, на первый взгляд, не имеют прямого отношения к компетенции ФСБ, но при более внимательном рассмотрении непосредственно касаются защиты национальных интересов страны, -- тут уж, извините, нельзя сидеть сложа руки. История со Смоленским архивом и мормонами - наглядный тому пример. Ведь мог быть нанесен значительный и невосполнимый ущерб государству.

-- Расскажите подробнее.

-- Члены этой религиозной ассоциации стремились получить неограниченный доступ к хранящимся в архиве документам, датированным XVIII-XIX веками. Речь идет о более чем пяти тысячах томов метрических книг и ревизских сказок. По самым скромным подсчетам, такая колоссальная работа, даже если вдвое увеличить численность сотрудников архива, заняла бы от восьми до десяти лет, а реально - все пятнадцать! Люди трудились бы в интересах другого государства.
 

-- Но ведь в других российских городах документы микрофильмируют для иностранцев.

-- В том-то и беда, что не везде пытаются понять последствия подобной щедрости. Мы же в целях предотвращения возможного ущерба непосредственно проинформировали главу администрации Смоленской области и через центральный аппарат ФСБ -- Правительство и Совет безопасности РФ. Выяснилось, что Смоленский архив, как и архивы ряда других российских городов, не входит в перечень учреждений, имеющих право предоставлять такие услуги генеалогическому обществу штата Юта, поэтому представителям американской религиозной организации было отказано.

-- Получается, что вы обеспечили национальные интересы России не только на Смоленщине, но и в масштабах всей страны. Но мне не дает покоя главный вопрос: зачем на другой стороне земного шара нужно столько информации о нескольких поколениях русских людей, их родословные? Скажите откровенно, возможно, что попросту идет воровство наших "корней"?

-- Знаете, так называемая легенда, тем более подтвержденная документами, дорогого стоит для любого разведчика, действующего на территории чужой страны. Поэтому возможно, что вы правы.

-- Так что же, это может быть заказ ЦРУ, а под предлогом гуманитарной и миссионерской деятельности нашу страну посещают люди, далеко не бескорыстные?

-- Не исключено, ведь на проведение подобных программ выделяются не только спонсорские деньги, но и средства из федерального бюджета США. Будем исходить из того, что тема тех же мормонов гораздо глубже, чем разведка. Речь идет о будущем нашей страны. Десятки сект вовлекают наряду с обывателями сотрудников режимных предприятий, военнослужащих, крупных чиновников. Примеров только по Смоленску -- множество. Но самое опасное в том, что ставка делается прежде всего на молодежь, на детей. Используются психологическое воздействие, особая музыка. Полным ходом идет "промывание мозгов". Не избалованные вниманием дети рады бесплатному и престижному обучению. Вот так незаметно мы теряем не только исторические ценности, не только свое прошлое, но и будущее. Это не громкие слова, а реальность.

-- А что же законодательство? Как государственные мужи реагируют на все это?

-- Законодательство "молчит". Уверен, что за деятельностью сект нужен жесткий контроль, как и за режимом пребывания иностранцев в России. Администрации многих регионов уже вышли с предложениями в Госдуму.

-- Смоленская область относится к их числу?

-- Нет, не относится. Но сейчас мне не хотелось бы использовать ситуацию и критиковать администрацию, поскольку на дворе предвыборная кампания.

-- Ценю вашу корректность. Но только слепой не заметит равнодушия власти к историческим ценностям. Чего стоит "замороженное" строительство нового здания архива. Видимо, не до того... Однако вернемся к теме. Есть немало людей, которые действительно занимаются научной деятельностью, годами готовы сидеть в архивах.

-- Конечно, таких много. Но посмотрите, какая разница: иностранцы приезжают к нам запросто, встречаются с кем хотят, свободно собирают сведения - практически за "спасибо". А для наших ученых -- жесткие ограничения в той же Америке: они обязаны предоставить тему диссертации, программу пребывания, множество документов, обозначить круг вопросов, расписать чуть ли не по минутам каждый свой шаг. Не пора ли задуматься, почему это происходит? И почему Россия так равнодушно относится к действительно серьезным вещам?

-- Тут впору вспомнить и партархив, вывезенный из Смоленска в период оккупации немцами и находящийся сейчас в США.

-- На основе этого архива выросла американская советология, в то время как российские ученые, и прежде всего смоляне, для работы с отечественными документами вынуждены летать за океан. Это безумно дорого. Неоднократно на правительственном уровне поднимался вопрос о возвращении архива, хотя бы микрофильмов, но американская сторона за 300 томов запросила две тысячи долларов. Такая сумма не по карману Смоленскому архиву, тем более ученым-историкам.

-- Получается, что в областном бюджете не нашлось этой, в общем-то, невеликой суммы, когда на всякую ерунду тратится неизмеримо больше... Но вернемся к практичным американцам. Две тысячи долларов с нас хотят взять за 300 наших же томов и десять тысяч долларов предлагают за микрофильмирование пяти тысяч томов. Несоизмеримо!

- Даже при простом математическом делении понятно: торг здесь неуместен. Тот торг, который идет вокруг российского исторического и культурного достояния.

Оксана Сойко.

В прошлый вторник я все-таки решила познакомиться с мормонами и отправилась на поиски их офиса или молельни. Зная от знакомых журналистов примерный адрес, долго блуждала вокруг большого старого дома на улице Маршала Жукова. Люди шли с работы, но никто не знал, где именно по соседству с ними располагается религиозная организация. Решив, что в одной из фирм, разместившихся на первом этаже этого жилого дома, мне могут что-то подсказать, зашла в подъезд. Дверь фирмы была наглухо закрыта - конец рабочего дня. Напротив установлена еще одна добротная дверь. "Наверное, здесь "новые русские" живут", -- равнодушно подумала я и пошла прочь из подъезда. Навстречу - девушка. "Вы не знаете, где в этом доме располагается религиозная община?" -- спрашиваю. "Американцы, что ли? Так вот здесь!" -- и она указала рукой на "новорусские ворота".

Осторожно повернув ручку (дверь оказалась не заперта), я вошла в помещение. Мне хотелось поговорить с миссионерами, но явилась я некстати. Не обращая на меня ни малейшего внимания, мормоны сидели на стульях и внимательно слушали наставника, говорящего на английском. Ошарашенно поглядев на этих холеных и холодных людей, через несколько секунд я пулей выскочила на улицу... Нищая старуха на углу, которой я подала рубль, перекрестилась и, шепелявя, произнесла: "С Великим постом тебя, детка!"

Ссылки по теме:


Назад Далее



При любом использовании материалов сайта или их части в сети Интернет обязательна активная незакрытая для индексирования гиперссылка на www.aferizm.ru.
При воспроизведении материалов сайта в печатных изданиях обязательно указание на источник заимствования: Aferizm.ru.

Copyright © А. Захаров  2000-2017. Все права защищены. Последнее обновление: 11 марта 2017 г.
Сайт в Сети с 21 июня 2000 года

SpyLOG Яндекс.Метрика   Openstat   HotLog