Аферы Подделки КриминалСекты

Главная ] Вверх ] 10 самых опасных сект в мире ] 6 самых опасных сект Москвы ] 5 лучших книг о сектах ] Ловцы душ ] Анастасийцы ] Ашрам Шамбола ] Белое братство ] Саентологи ] Сатанистские секты ] Свидетели Иеговы ] Община Виссариона ] Товарищества на вере ] "Берег надежды" ] Псевдоправославие ] [ Феномен сект в Украине ] Долина солнечного затмения ] Гайана огненная ] Архив раздела "Секты" ]







 

Феномен сект:

расследование НБН (Украина)

Людмила Башкирова. Независимое бюро новостей (Украина), 5 октября 2011

Часть 1. Ученые защищают секты

Сегодня государство регистрирует практически все религиозные организации, подающие документы на регистрацию. Те же из них, которые не получают «добро» в Госкомитете по делам национальностей и религий, все равно регистрируются – но в Минюсте как общественные организации. В результате, в стране абсолютно официально действуют религиозные секты, оказывающие негативное психологическое влияние на людей, зачастую нарушая закон.

Рекламный буклет церкви, первый камень которой Аделаджа заложил 4 апреля 2010 г. Больше десяти лет тысячи адептов сдавали на ее строительство деньги. Где они?

На фото: Рекламный буклет церкви, первый камень которой Аделаджа заложил 4 апреля 2010 г. Больше десяти лет тысячи адептов сдавали на ее строительство деньги. Где они?

Наблюдая в Днепровском суде за адептами церкви «Посольство Благословенного Царства Божьего для Всех Народов» (в прошлом – церкви «Посольство Божье»), они же – группа поддержки Сандея Аделаджи, невольно задаешься вопросом: здесь собрались верующие? Люди, живущие по заповедям, в любви к ближнему, в смирении? Их поведение у суда с началом судебных разбирательств по уголовному делу по компании «Кингз Кэпитал», в котором одним из обвиняемых является их пастор, наводит на мысль, что многие из собравшихся или очень далеки от веры, или просто не совсем психически здоровы.

Расталкивая журналистов и пострадавших они первыми ломились в здание суда. И лгали, что являются работниками. Со стеклянными глазами истерически перекрикивали своих братьев и сестер по вере – пострадавших от «Кингс Кэпитал». А ведь пострадавшие не сегодня-завтра могут оказаться на улице (после агитационных речей пастора и его сообщников прихожане заложили свои квартиры под кредиты, и теперь банк отбирает у них жилье). Их громкое скандирование лозунгов о честности и геройстве Аделаджи не давали возможности говорить на телекамеры пострадавшим от «Кингс Кэпитал». А молитвы аделаджевцев: «ши-тара-тара»? Это набор слогов из нашей азбуки или воззвание к Богу на языке йоруба? Сколько в Украине подобных сект, «царств» и «посольств»? И зачем они, если после них многие люди становятся чуть ли не зомби?

Насколько секты (разные нетрадиционные церкви) важны для духовной жизни нашего общества? И не являются ли они своего рода структурами по подготовке армии не думающих роботов, готовых выполнять любую волю своего лидера? На этот счет у многих известных в своей отрасли людей, так или иначе связанных с религией или верующими, мнения разные.

Так, ученые-религиоведы считают, что секты нужны, поскольку это часть религии, а люди все больше ищут общения с Богом. Представители традиционной церкви имеют противоположную точку зрения, критикуя деятельность таких организаций (возможно, видя в них конкурентов). Сами верующие искренне верят словам-проповедям своих апостолов, пасторов, царей и иже с ними, и даже тому, что некоторые из них периодически общаются с Богом или сами являются таковыми. А вот психологи и психиатры уверяют, что очень многие пасторы и апостолы либо наблюдались в психбольницах, либо являются их потенциальными клиентами.

Однако все эти специалисты в разных отраслях знаний сходятся в одном: секты были и есть, и воспринимать их нужно как должное. Но искать пути, как более строго контролировать их деятельность, не допуская преступлений.

Верь во что хочешь

В нашем обществе большое количество сект появилось не так давно – лет 15-20 назад. В Украине секты защищает Закон «О свободе совести и религиозных организациях», принятый почти сразу после распада Советского Союза. Если коротко, то в нем говорится примерно следующее: пиши Устав, подавай заявление и через месяц ты уже зарегистрированная религиозная организация, т. е. церковь.

Слово «секта» (для человека непосвященного), оказывается, вполне приемлемое в религии определение, которым издавна называют часть какого-то религиозного учения. То есть, это любая новая вера, основанная на старых, традиционных установках. К примеру, крестишься ты не тремя пальцами, а двумя – это уже новая вера. Или не признаешь икон, и вместо церкви молишься в арендованном помещении ДК или у кого-то на квартире – тоже.

А этих новых вер (читай сект) с началом конца социалистического строя и сопутствующего ему жесткого атеизма, в нашу страну нахлынуло уж очень много. В 90-е проповедовать или учить протестантизму к нам стали приезжать миссионеры (один из таких нынешний фигурант уголовного дела по «Кингс Кэпитал» – проповедник-евангелист нигерийского происхождения Сандей Аделаджа. В Украину приехал в 1993 г.).

Очень быстро миссионеры-иностранцы втянули в свою работу и украинцев. Так в Украине за какой-то десяток лет появились тысячи апостолов, пасторов, епископов, царей и прочих только первых лиц разных религиозных организаций.

По нашему законодательству эти организации не платят налоги от сумм, которые собирают в виде пожертвований на своих богослужениях. А это достаточно большие деньги. К примеру, в «Посольстве Божьем» более 10 лет собирают деньги на постройку храма, который пастор назвал Украинским духовно-культурным центром. Со слов одного из бывших адептов «Посольства», на его глазах некоторые люди сдавали по несколько тысяч долларов практически на каждом богослужении. Эти пожертвования не входили в принятую в религии десятину, которую христиане обязаны жертвовать церкви. Известно, что свою церковь «Посольство» до сих пор не построило (даже не заложило фундамент). Зато пастор Аделаджа выстроил себе аж два 4-х этажных особняка.

Кроме денег, не облагающихся налогами и не поступающих в государственную казну, в сектах не редко нарушают права и свободы людей и даже совершаются уголовно наказуемые преступления. К примеру, прихожанам запрещают смотреть ТВ, читать иную литературу, кроме религиозной, брать себе в жены-мужья человека не их веры.

Итак, секты. НБН приводит разные точки зрения авторитетных в своей области людей, которые объясняют этот феномен и его последствия.

Секты как альтернатива социализму

Профессор Анатолий Колодный с научной точки зрения защищает право на существование нетрадиционных религиозных течений, считая, что традиционной церкви необходимо пережить этап обновления, который сейчас и происходит
Профессор Анатолий Колодный с научной точки зрения защищает право на существование нетрадиционных религиозных течений, считая, что традиционной церкви необходимо пережить этап обновления, который сейчас и происходит. // Фото: Людмила Башкирова, НБН

Завотделения религиоведения Института философии им. Григория Сковороды Национальной Академии Наук Украины, руководитель отдела философии религии, доктор философских наук, профессор Анатолий Колодный с научной точки зрения защищает право на существование нетрадиционных религиозных течений, считая, что традиционной церкви необходимо пережить этап обновления, который сейчас и происходит.

«Каждая церковь что-то дает людям. А новые церкви подают учение об Иисусе в новой форме и интерпретации: берут какой-то элемент из Библии и абсолютизируют его, – объясняет профессор. – Молодежь вообще хочет чего-то современного. Они ищут Бога, общаются с ним, но им скучно тихо стоять в традиционной церкви, поэтому они идут в те церкви, где все поют, где можно самому высказаться, что-то прокомментировать. Пожилые люди объясняют, что в новых церквях они не чувствуют себя одинокими. Говорят: «Там нас называют сестрами, братьями. Дают одежду из гуманитарки, а когда мы приходим, нам все рады».

Со слов г-на Колодного, многие люди идут в различные религиозные течения (секты) потому, что из их жизни ушла социальная защищенность, которую давал им социалистический строй. В виде коллективизма, профсоюзов, бесплатного лечения и обеспеченной хорошей пенсией старости.

«Мы поддерживаем свободу выбора религии, поэтому толерантны ко всем. Я никогда не высказываюсь негативно по отношению ни к одной из церквей. Слово «секта» мы вообще не употребляем. Потому что секта – это первоначальный этап развития разных религий. Христианство в иудейской религии тоже было сектантством. А потом со временем из него развилась самостоятельная церковь. И некоторые из этих церквей – баптисты, пятидесятники – имеют больше общин, чем некоторые традиционные церкви. К примеру, баптистов у нас около 3 500 общин, иеговистов – 1 300», – уточняет религиовед.

Профессор поведал НБН о сотнях религиозных течений, которые есть в Украине. В Одесской области есть две общины иннокентьевцев. Был такой человек – Иннокентий, который говорил, что, когда был маленьким, проглотил голубя. Но с его слов, то был не голубь, а Дух святой. Поэтому он называл себя выразителем Духа святого. На Ровенщине есть леонтьевцы, мурашковцы. На Кировоградщине – митрофановцы. Есть еще виссарионовцы и т. д. – их много.

«Есть Мария ДЭВИ Христос – земной человек, которая провозглашает, что воплотила в себе Иисуса Христа и Деву Марию. Она была у меня дома раз 10 (мы изучали «Белое братство»). Я наблюдал за ней, чтобы понять: действительно ли она воспринимает себя, как Богиню. И убедился: она верит в это! И когда руководителям таких церквей задаешь вопрос: как вы можете доказать, что на вас сошел Дух святой, или что вы объединили в себе Христа и деву Марию, они отвечают: «А какие существуют признаки того, что когда второй раз на Землю придет Иисус, как написано в Библии, люди в это поверят? Нет, не поверят, потому что нигде не описано, как его можно будет узнать. И его второй раз распнут», – рассказывает он.

«Это – поиск людей. И если бы эти новые религиозные организации ничего не несли, люди бы в них не шли. Пусть лучше идут туда, чем в наркоманию, или страдают дома от тоски и одиночества», – уверен ученый.

Защищает он и «Посольство» Аделаджи. «Как бы там ни было, но есть и положительный момент в деятельности «Посольства Божьего». Аделаджа подбирал наркоманов, алкоголиков. Традиционная церковь этим не занимается. И общество тоже. В какой-то мере он действительно использует психологическое влияние и выводит людей из пьянства и наркомании. Но разве это плохо?» – вопрошает г-н Колодный.

Психические расстройства?

Вместе с тем, ученый не отрицает и проблему, которую принесло в нашу страну сектантство – когда люди безропотно подчиняются воле своего руководителя и становятся его ярыми фанатиками (похожее явление мы наблюдаем в эти дни возле Днепровского суда, где судят Аделаджу).

«Характерная черта для религиозного процесса – это когда земной человек сам себя обожествляет. В науке это называется кеносистизмом (в психиатрии на это есть другой термин – НБН). Для Украины это становится типичным явлением и действительно проблемой. Так, Аделаджа уверяет, что разговаривает с Богом. Здесь срабатывает самовнушение, что он действительно призван Богом на конкретные дела. Такие люди своей уверенностью и определенными способностями умеют психологически влиять на других людей: в его церкви ему верят», – рассказывает г-н Колодный.

Религиовед объясняет и особенность церкви Аделаджи. «Посольство» – харизматическая церковь. Это движение внутри христианства, в основном, среди протестантства, хотя появилось течение харизматического толка в греко-католицизме. «В таких церквях люди вызывают на себе Духа святого, и он на них, якобы сходит», – уточняет ученый.

Знают научные работники и о странностях (если не сказать – преступлениях), которые, в некоторых таких церквях проповедуют как норму. К примеру, когда в них существует право первой ночи «мастера» (пастора-проповедника). Либо же когда призывают прихожан-девушек рожать детей от своего «учителя-патриарха». «Такое религиозное течение появилось недавно в Черновицкой области», – информирует ученый.

Кому это выгодно?

«Мы занимаемся научной работой и только фиксируем эти организации. А органа, который бы серьезно их изучал, в нашей стране нет. И это проблема. Сегодня государство регистрирует практически все религиозные организации, анализируя лишь их уставы. Но бывает и такое, что религиозные организации регистрируются не в Госкомитете по делам национальностей и религий, а в Минюсте, как общественные организации. Потому что не получают у нас положительных выводов по своим уставам. И их тогда они вообще становятся практически неконтролируемы», – объясняет ученый.

Со слов г-на Колодного, в Украине официально зафиксировано около 130 разных религиозных течений. А по государственной статистике, только 55.

«Об остальных течениях пишут: «другие православные, другие харизматические». Я посчитал этих «других». Там около 1800 общин. Но если в государственных сводках о них говорится «другие», то они уже и не контролируются. Во всяком случае, внимательно», – уверен религиовед.

Итак, ученые от религиоведения – «за» секты. Но настаивают на создании серьезного Центра, который бы более длительный период (а не один месяц, как сейчас) изучал бы эти организации еще до их официальной регистрации. И, естественно, после таковой полностью контролировал их деятельность. Только как будет контролировать этот орган, к примеру, применение в таких сектах-организациях психологического воздействие на людей? Когда готовится такой себе отряд думающих умом своего лидера «болванчиков»? Или религиозных фанатиков, готовых идти на все ради «спасения человечества» по команде какого-нибудь «пастора»? Или этот процесс контролю не подлежит?

Часть ІІ: В поисках Бога

Отец Евстратий: Чрезмерная религиозная свобода в Украине поощряет секты

120 религиозных течений, 1800 религиозных общин – это только официально зафиксированные в Украине религиозные организации. А еще есть сотни религиозных структур, которые работают под видом общественных организаций. Действуют и вообще никаким образом не зарегистрированные религиозные структуры. Почему их так много в Украине? И что они несут людям? Ответ на этот вопрос искал обозреватель НБН.

«Секта отобрала у меня семью – незаконно вывезла жену и троих детей за границу. По закону жена не могла вывезти детей за границу без моего согласия. Но вмешалась секта, которая и помогла всю мою семью ночью переправить в Беларусь. Теперь моим детям внушают, что я плохой, и не разрешают со мной даже разговаривать. А все потому, что однажды я воспротивился законам секты, в которой был более 12 лет», – рассказал корреспонденту НБН бывший адепт религиозного течения «Шелковцы» Константин Мельник.

«По законам этой секты мы не могли жить там, где хотели, а только в том месте, которое укажет руководитель. Точно так же мы не могли работать там, где хотели. Не имели права даже родственников пригласить домой, если не спросим разрешения у апостола», – объясняет Константин особенности этой религиозной организации.

Со слов Константина, каждый «шелковец» отдавал руководителям церкви даже не традиционную для церквей десятину, а четверть нажитого. Многие переписывали на них и свое жилье. После того, как Константин решил поменять место жительства, ослушавшись апостола, шелковцы предали его анафеме: его бывшие «коллеги» по секте убегали от него как от прокаженного, с ним никто не разговаривал (так учит их учение), а жена потребовала развода, запрещая видеться с детьми. «Божеские люди» шелковцы, которые пришли на суд вместе с женой Константина, начали требовать для ее мужа расстрела (!). Мужчина рассказывает, что людям, которые усомнились в вере шелковцев или обидели ее лидера, на богослужениях читаются молитвы на смерть. (!).

Константин очень подавлен, все время тратит на то, чтобы вернуть семью и раскрыть жене глаза на ту веру, которую еще недавно он считал лучшей. Однако жена твердит, что он отступник, и их дети будут расти не в семье, а «с божеской помощью». Чтобы вернуть семью, Константин стал собирать видеодоказательства зомбирования людей лидерами этой секты, а также, как по указанию лидера этой организации к нему был применен так называемый «Закон изоляции». Свою видеосъемку Константин предоставил правоохранителям. Однако милиция не стала вмешиваться в проблему Константина Мельника, называя происшедшее семейным конфликтом.

НБН публикует эти видеокадры.

«К шелковцам меня привел товарищ в момент, когда я переживал жизненные трудности. Сначала в секте все было хорошо: меня окружили заботой, внушали, что без веры нельзя жить, и что именно шелковцы – настоящая религия, которая даст человеку покой и счастье. Потом нам запретили смотреть телевизор, читать книги, общаться с людьми не нашей веры. Работать нам разрешали только уборщиками или дворниками», – вспоминает Константин.

Со слов Константина, лидер этой организации – Юрий Фляум – называет себя первосвященником и царем, живет в Самарканде и является очень богатым человеком. По Киевской области главным является некто «служитель Саша».

Почти что стиль «модерн»

Украинские исследователи религии толерантны к новым религиозным течениям (так они называют секты), объясняя их все большее количество тем, что религия уходит от старых, классических, канонов и обновляется в своем подходе к людям и их общении с Богом. Со слов президента Украинской Ассоциации исследователей религии, доктора философских наук, профессора Анатолия Колодного, традиционные церкви не учитывают особенностей нового времени, технического прогресса и пр., а, значит, того, что учение о Боге и Иисусе (Творце, Создателе) должно осовремениваться.

В их толковании, наш народ идет в течения-секты потому, что классические церкви не занимаются решением важных социальных проблем, к примеру, реабилитацией алкоголиков и наркоманов, в то время как секты таких людей усиленно подбирают (яркий пример – «Посольство Божье» с его пастырем Сандеем Аделаджей). Минус традиционной церкви ученые видят и в том, что священники не ходят в народ, а люди часто приходят к Богу с человеком, который его приведет к нему за руку. Пример – Свидетели Иеговы. Преимущественно они и пристают к людям на улице, совершают культпоходы по чужим квартирам и домам с вопросами типа: «Как вы относитесь к Богу?».

Положительным моментом новых течений религиоведы считают и то, что богослужения в таких религиозных организациях проходят не в традиционных для Украины церквях (под куполами), путем молитв, составленных сотни лет тому, а через песни, танцы и выступления со сцены церквей всех желающих. Конечно, при условии, что желающего выступить одобрит первое лицо этой организации-церкви (назовем его вождь). Ну и конечно, улыбки, теплые слова приветствия (психологи называют это «бомбардировка любовью») действительно удерживают людей в таких сектах. Это не принято в традиционных церквях.

Да и церквями собственно новые религиозные течения называют все места, где собираются их сторонники – от домов с крестами и архитектурными изысками до тесных квартир и натянутых шатров, без всякой традиционной церковной символики.

Примечательно, что каждое течение считает, что оно – единственно правильная религия. Поэтому, очень быстро прихожане новых церквей тоже становятся уверенными, что через другие религии человек к Богу прийти не может (!). К примеру, один из пострадавших от финансовой деятельности группы компаний «Кингс Кэпитал» Александр Б. искренне уверял обозревателя НБН, что пастор просто ошибся (а не целенаправленно наживался на своих прихожанах). И это при том, что Александра не сегодня-завтра лишат нажитого имущества, в том числе и жилья. Верит он и в то, что «Посольство» – единственная церковь, куда стоит ходить людям. А наши исторические православные церкви, которыми славится Киев и которые имеют тысячелетнюю историю, в его понимании – греховные церкви.

Новшества во всех этих новых течениях-церквях исследователи религии объясняют одним: абсолютизированием какого-то элемента из Библии. К примеру, берется момент человеческой смерти – и трактуется каждым по-своему. Одно течение считает, что душа человека вечна, после телесной смерти будет жить в другом измерении, и вернется в тело после второго пришествия Христа. Другое течение считает, что вместе с телом умирает и душа (такое – у Адвентистов седьмого дня). Либо еще вариант: тот, кто наиболее активно занимается миссионерством (пересказывает Библию, таким образом донося людям учение о Боге), после смерти попадает в 144 тысячи, которые наследуют Царство Божье и будут царствовать на небе с Христом в духовных телах (такое – у Свидетелей Иеговы. Поэтому они и ходят по нашим домам, агитируя прийти к ним в церковь).

Учитывая то, что Библия – книга большая, а разных элементов, которые можно из нее взять (чтобы абсолютизировать) – много, то новых церквей-течений у нас может появиться еще больше.

Посредники на пути к Богу

Существование Творца, Создателя, Высшей Силы, Высшего Разума (по Библейскому – Бога) признают уже даже многие именитые ученые, доказав это биологическими и физическими методами. К примеру, исследовав возникновение Вселенной и строение молекулы ДНК. После не так давно закончившейся эпохи атеизма, теперь ученые склонны думать, что генетический код и энциклопедические объемы информации, которые хранит в себе человеческая молекула ДНК, опровергают возможность простого совпадения. Они считают, что такая сложная частичка-молекула не могла возникнуть сама по себе, и может быть только чьей-то разработкой.

Ну а простые граждане просто хотят верить. В Высшую силу и Высший разум, который помогает всем, и который очень справедлив по отношению ко всем людям. И поэтому они ищут церковь – своего рода посредника, или же место, где они могут мысленно обратиться к Богу.

В этой связи хочется напомнить, что же такое церковь и религия вообще. Из Википедии: религия — это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Веря в сверхъестественное и направляясь к людям, объединенным этой верой, т. е. в религиозную общину, многие не видят того, что «бомбардировка любовью», излечение от наркомании и пьянства, «уроки» о том, как разбогатеть или же душевный покой после ряда жизненных невзгод, которые они находят во многих таких общинах-церквях – это всего лишь начальный этап элементарного затягивания людей в сектантство: тотальное подчинение воле лидера, жизнь которого далека от прописанных в Библии канонов и норм.

Известно, сколько критиков религии было у нас в эпоху атеизма. К примеру, выражение Карла Маркса «Религия – опиум для народа» – вошло даже в наши школьные учебники (советского периода), как полное отрицание не только религий, но и Высшего Разума (Бога). Правда, сегодня этому выражению уже дают другое трактовку (опиум не как отрицание, а как успокоение).

Однако, наш современник известный американский публицист Кристофер Хитченс (один из немногих, делающих подобные заявления открыто) и сегодня называет религию основной причиной возникновения таких явлений, как тоталитаризм и фашизм. Хитченс считает, что, поскольку такие режимы и сегодня продолжают возникать в нашем мире, то это свидетельствует о склонности людей к культу вождя и о склонности вождей к злоупотреблению властью.

Где ищем Бога?

Довольно часто после первого этапа – «бомбардировки любовью» – во многих сектах начинаются тотальное попрание прав и свобод людей, а в некоторых сектах даже совершаются тяжкие преступления. Конечно, все под видом «общения с Богом». Но в Украине это всплывает, к сожалению, лишь тогда, когда пострадавшие от религиозной «новизны» начинают забрасывать правоохранительные органы жалобами.

Пример – 618 пострадавших (и их количество растет) и нанесенный им материальный ущерб на сумму свыше 52 миллионов гривен. Этих людей «учили» богатеть на бизнес-служениях в «Посольстве Божьем» пастора Аделаджи: агитировали закладывать свое жилье под кредиты в банки, полученные деньги отдавать бизнесменам (которых рекомендовал пастор), а бизнесмены якобы должны были отдавать людям проценты и погашать кредиты.

Или, к примеру, многим известно, чем закончилось «общение с Богом» в созданной неким проповедником Моисеем «православной канонической» церкви: изнасилованием несовершеннолетних девушек, распитием напитков с психотропным воздействием, и, как результат – растоптанными судьбами пострадавших и возбуждением уголовного дела против лидера.

«В производстве следственного управления ГУ МВД в г. Киеве находится уголовное дело, возбужденное против Кулика О. И. (отец Моисей) по признакам преступлений, предусмотренных ст. 181 (посягательство на здоровье людей под видом проповедования религиозных вероучений и исполнения религиозных обрядов и ст. 152 – изнасилование», – подтвердили НБН в МВД Украины.

Дело было возбуждено два года назад – в 2009 г. И сразу же «патриарх» скрылся за границей. Соответственно, до установления его местонахождения – дело остановлено.

«Не знаю, ищут ли Кулика, так называемого патриарха Моисея, наши правоохранители, но все знают, что он постоянно из-за границы по скайпу общается со своими прихожанами, которые остались у него в Киеве, – объяснила НБН бывшая прихожанка этой церкви Неля Кошель. – И к нему за границу ездят эти адепты. Недавно женились некоторые молодые, так Кулик всех их вызвал за границу, якобы для того, чтобы благословить эти браки. При общении по скайпу требует, чтобы все смотрели ему только в глаза. Таким образом, гипнозом внушает им разную чушь. И это страшно, ведь из-за таких его внушений рушатся семьи – дети отказываются от родителей и наоборот. Также люди отказываются от своего имущества, переписывая на Кулика и его храм».

Нежелание думать и нести ответственность

Отец Евстратий: Чрезмерная религиозная свобода в Украине поощряет секты
Сегодня украинское законодательство по религии одно из самых либеральных в Европе. Но в ЕС при регистрации новой церкви, ведется ее предварительное изучение. В Украине же такого механизма нет. // Фото: Александр Карпюк, НБН

Как реагирует на такое количество сект и их «познание Бога» традиционная церковь, НБН рассказал епископ Украинской православной церкви Киевского патриархата, пресс-секретарь Киевской Патриархии – Евстратий Заря:

- Секты были всегда. Процесс их появления начался еще с древних времен. Много сект возникает и сейчас. Это происходит тогда, когда какой-то человек, имея определенный талант и амбиции, на религиозной почве создает вокруг себя некую организацию, в которой он сам выступает в роли лидера, главного идеолога, власти. Они проявляются на разной почве. К примеру, несколько лет назад в Пензенской области люди из такой секты закрылись в землянке и сообщили, что они никуда не выйдут, таким образом ожидая конца света. Это людям внушил их вождь, который создал данное «околоправославное» течение. А люди ему слепо верили. Впоследствии медики направили этого вождя на принудительное психиатрическое лечение. В принципе, секты могут появиться в любой конфессии – в христианстве, мусульманстве, иудаизме. Есть синкретические секты, которые синтезируют разные вероучения. Яркий пример такого течения – Белое братство – дикая мешанина христианства и восточных религий.

- И как православная церковь смотрит на эти секты?

- Часто люди незнающие называют сектами незнакомые им религиозные направления. Это ошибка. На самом деле есть несколько традиционных направлений протестантизма – пятидесятники, баптисты, адвентисты седьмого дня, другие, которые просто несколько отличаются от христианства. В них нет специфических особенностей сект, а именно – тоталитарного построения своей жизни и своего духовного учения (когда идет полный контроль над всеми аспектами жизни людей – АВТ.). То есть, когда и жизнь, и учение крутится вокруг вождя и все подчиняется только ему. Такие вожди называют себя пастырями, пророками, гуру, патриархами, кем угодно. И для общины данное лицо является единственной истиной, голосом Божьим.

- Объясните, пожалуйста, для людей далеких от тонкостей религии, как им определить секту? И чем конкретно отличаются традиционные направления протестантизма от сект?

- Главная особенность сект, которая отличает их от религиозных организаций, даже не совсем для нас традиционных, это то, что там тоталитарное построение жизни, которое контролируется руководством. Все, что говорит руководство – это обязательное исполнение. И именно это в таких религиозных организациях и является опасностью для граждан. С таким явлением мы столкнулись на примере Аделаджи. Когда он, используя влияние на людей в своей общине, давал им указание сдавать деньги в определенные финансовые фонды. Для людей любой традиционной организации это было бы не более, чем пожелание. А в сектах – это указание, директива к действию. Дальше: они старательно избегают критики и формируют не критическое мышление о себе. По типу: «все, что у нас – это превосходно. А все, что вокруг нас – зло».

- На Ваш взгляд, почему люди, в частности, в Киеве, который богат старинными церквями, идут в какие-то шатры, иные сооружения, называемые церковью?

- Первое: в определенный период нашей истории был государственный атеизм. Выросло несколько поколений людей, которые ничего не могли знать о Боге. Эти люди, достаточно образованные в разных сферах светских знаний, в религиозных вопросах оказались беспомощными. Но людям свойственны духовные искания. Этой неосведомленностью, но желанием что-то узнать о Боге, сегодня и пользуются те, кто под видом религиозных организаций фактически создает тоталитарные секты. А человек, не имея знаний, не может критически оценить, куда его втягивают.

Второе: секты обобщенно говорят о себе, не уточняя, какого вероучения и направления они придерживаются. Называют себя, к примеру, просто христианами. И люди не знающие ничего о религии, туда идут.

- Разных религиозных направлений исторически очень много. А теперь еще стало много тоталитарных сект. Допустим, первые шаги в секты люди делают неосознанно. Но почему они и дальше остаются в них? Если уж мы для примера брали «Посольство», то, по утверждениям их бывших прихожан, еще недавно в их церковь ходило почти 10 тысяч людей по всей Украине...

- Возникает вопрос: как можно подчинить человека чужой воле? Вы знаете, что свобода предусматривает ответственность. А если человек отдает право на принятие решения кому-то – он передает и свою ответственность. В этом и заключается феномен всех тоталитарных обществ: они снимают ответственность. Подавляя свободу личности, дают определенную стабильность. Воспроизводится тот же феномен, что и в советской системе, когда за тебя думала партия. Способствует этому и сложность нашей сегодняшней жизни. И то, что идет все большая отчужденность людей.

Человек, который не находит себе места в обществе, у которого есть проблемы финансовые, с работой, сложности в общении с родными и близкими, на христианских собраниях попадает под действие достаточно простых психологических техник. Заметьте, если в советское время пропагандировался коллективизм, то сейчас – крайняя индивидуализация. А на христианском собрании человека радостно встречают, выслушивают. К примеру, на собраниях у них идет коллективное пение, раскачивание. Это все – достаточно простые психологические техники. Таким образом, люди вводятся в определенное психологическое состояние.

Также и поведение руководителя. С точки зрения психологии, из чьей-нибудь речи человек воспринимает только 30% информации. Остальные 70% восприятия зависят от способа ее подачи: голоса, интонации, жестикуляции. Плюс, обладая определенной харизмой (яркой внешностью, необычным голосом, другими качествами, способными оказывать влияние на людей – АВТ.) лидер влияет на людей. Таким образом, в сектах и культивируется дух замкнутого коллектива, единой семьи – насаждается комплекс осажденной крепости. Лидер внушает людям: «мы все вместе спасенные, просветленные, а остальные – грешные. Там вражда и все плохо, а у нас все хорошо». И в этом коллективе многие люди находят себя – они чем-то заняты, выполняя какую-то работу. Многие считают, что делают угодное Богу. Человека начинают отучать думать. А чтобы его потом вытащить из секты – нужно, главное, заставить человека критически думать.

- Почему это явление стало у нас настолько распространенным?

- В Украине существует религиозная свобода. Она пришла вместе с независимостью Украины. Раньше государство жестко контролировало любые проявления религиозной жизни. А сегодня украинское законодательство по религии одно из самых либеральных в Европе, а, возможно, и в мире. Поэтому официально зарегистрировать религиозную организацию очень просто. И закон не ставит никаких преград на пути регистрации. Наверное, это связано с тем, чтобы облегчить появление и возможность регистрации новых общин после советского диктата.

- Такое впечатление, что в Украину едут миссионеры чуть ли не со всего мира, и что сегодня у нас больше всего сект. Это так?

- Нет. В США – около 10 тысяч религиозных организаций. У нас значительно меньше. Правда, в США существует механизм защиты личности от посягательств на ее свободу под видом религиозной деятельности. В Америке можно легко остановить негативное воздействие таких организаций, используя законодательный механизм. Правда, если человек хочет быть обманутым, никакой закон от обмана его не защитит.

А в демократических странах Евросоюза при регистрации общины нового направления, вероучения, предусмотрен более сложный механизм. И предварительное изучение этого вероучения – не несет ли оно в себе элементы экстремизма, занятия мошенничеством и т. п.? В Украине же такого механизма нет.

- Подскажите обычным людям, которые хотят прийти к Богу: как не стать фанатом-сектантом?

- Обычным людям надо не забывать, что Бог создал нас способными к здравому размышлению. У нас есть разум, и разумом нужно пользоваться. А свою душу нельзя доверять первому встречному. Потому что вместе с душой можно потерять и деньги, и квартиру, и семью, и душевное здоровье. И если уж хотите пойти в какую-то нетрадиционную для нашей страны религиозную общину – нужно узнать о ней больше от разных людей.

Господь сказал: не судите никого. Для этого существует закон и суд. Поэтому и мы судить не будем. Хотя и видим, что скандал вокруг неправедных дел Аделаджи возник совсем недавно. А ведь началось все намного раньше. Так же и с патриархом Моисеем (Куликом). А мы ведь предупреждали задолго до возникновения этих скандалов: рождаются тоталитарные секты! Но, как видим, пока человек не преступил закон – государство не могло вмешаться в их богослужения.

Нередко секты втягиваются в дела криминального характера, заводят связи с влиятельными людьми, пользующимися авторитетом, в том числе в криминальной среде. Это дает им защиту от закона. Но правоохранительные органы должны отслеживать деятельность организаций, которые под видом религиозных наносят вред здоровью, благосостоянию и даже жизни людей. Независимо от того, в каком облике предстает мошенник – в религиозном или в виде коммерсанта – долг государства его выявить и наказать.


Назад Далее



При любом использовании материалов сайта или их части в сети Интернет обязательна активная незакрытая для индексирования гиперссылка на www.aferizm.ru.
При воспроизведении материалов сайта в печатных изданиях обязательно указание на источник заимствования: Aferizm.ru.

Copyright © А. Захаров  2000-2017. Все права защищены. Последнее обновление: 17 января 2017 г.
Сайт в Сети с 21 июня 2000 года

SpyLOG Яндекс.Метрика   Openstat   HotLog