Аферы Подделки Криминал Дайджесты ЧудоДайджест

Главная ] КримДайджест ] ЛохДайджест ] ЧудоДайджест ]








Ильин День - пора войны с колдунами

Раньше колдуны жили в каждой деревне. Одни были добрые, другие - злые

Соколов Виктор, Страна.Ru, 31 июля 2003

2 августа в России празднуют День Святого Ильи-пророка, который считается борцом со всякой нечистью. Существует поверье, что накануне этого дня вся нечистая сила - колдуны и ведьмы активизируются для того, чтобы противодействовать очистительной магии святого и включают на полные обороты свою черную магию. Об этом дне рассказывают много интересных и даже страшных историй. В Ильин День эти истории грех не вспомнить.

Василий Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. Холст, масло. 1875 год
 

Когда ужин съеден и водка выпита...

Подмосковные деревни сегодня уже не те, что в былую пору. Их не узнать. Повсюду пришло электричество, отправившее на помойку керосиновые лампы, за заборами, в гаражах и на воле приосанились подержанные «мерседесы» и «БМВ», в избах завелись модерновые телевизоры и «видики». Да какие там избы - деревни превратились в дачные поселки с домиками, на избу совсем не похожими. Справедливости ради нужно сказать, что не только в далекой глубинке, но в окрестностях столицы можно встретить есенинскую покосившуюся «избу-старуху», которая «челюстью порога жует пахучий мякиш тишины». Но все-таки перемены налицо. Русских печек не строят, по утрам их не топят. Петушиный крик и кудахтанье несущейся хохлатки, может быть, кое-откуда и донесется, а вот мычания коров, блеяния овец и коз, которых, щелкая длинным кнутовищем и ругаясь трехэтажным матом, ранним утром выгоняет из деревни пастух, уже редко где услышишь. Парного козьего молока не попьешь. Лошадей нет, и «в ночное» их мальчишки уже не гоняют. И еще одна достопримечательность ушла из подмосковных деревень - исчезли колдуны.

В прошлом веке время мерили двумя мерками: «до войны» и «после войны». Так вот, до войны и после нее колдуны жили в каждой подмосковной деревне. Было бы странно, если в деревне не жил бы человек, о котором тайно и явно ходила молва, что он колдун или колдунья. Колдуны бывали добрые и злые. Их боялись, уважали, к ним ходили лечиться, колдуны и их деяния постоянно были предметом обсуждения, потому что за всеми этим скрывалось непознанное, таинственное, волшебное, одним словом - нечистая сила.

Как правило, главным колдовским днем было 2 августа - Ильин День. Илья-пророк, который «два часа уволок», был знаменит не только тем, что в этот день обязательно должен пройти дождь с грозой и громом. Этот святой был ярым борцом со всякой нечистью: демонами, ведьмами и, разумеется, колдунами. Весь августовский день он молниями и громом гоняет этих тварей, очищает от них мир, и они от него пытаются спрятаться. Колдуны накануне Ильина Дня спешно, незадолго до полуночи покидают свои насиженные жилища, известные Илье-пророку. При этом они приобретают странные обличия, переносятся в темный хвойный лес или в нежилые помещения: на мельницы, в риги, заброшенные сараи или амбары, в погреба. Они могут вылететь из дома в трубу на помеле, или выскочить в дверь в виде кошки. При желании, зная, где живет колдун, можно подстеречь его и стать свидетелем этого странного явления.

Обычно разговоры о колдунах любили вести взрослые по субботам, когда собирались в родительских деревенских домах, наезжая из городов. Когда все новости рассказаны, ужин съеден и водка выпита, на столе появляется шумящий самовар, от которого исходит пар и дым, земляничное варенье или «пенки» от него, и начинаются рассказы про колдунов, сдабриваемые личным опытом или откровением близких друзей. Для ребятишек это самая интересная пора. Они забираются на теплую русскую печку, укрываются ватным стеганым одеялом и слушают страшные истории о ведьмах и колдовстве. Тускло мерцает свет керосиновой лампы, но сверху все видно и слышно. Взрослые внизу болтают, один рассказчик сменяет другого, шумит самовар, а за окном по стеклу стучат капли дождя. И под эти страшные истории, под эти мирные, уютные звуки дети незаметно засыпают.

Кукиш в кармане

В нашей деревне было две злые колдуньи и одна добрая. Все три - пожилые и даже старые женщины. Странно, но случилось так, что в соседнем доме слева жила злая колдунья, а в соседнем справа - добрая. Наш дом и избу доброй колдуньи разделяли два заросших лопухами и крапивой погорелых места, где раньше стояли дома, во время войны сожженные немцами. Вдоль деревни протекала небольшая речка. Еще одна злая колдунья жила на другом берегу реки. Уезжая в Москву, нужно было вброд переходить речку, а потом пройти через поле и лес до бетонки. И всегда шли мимо дома этой колдуньи. Можно было пройти и слева от дома через пасеку, но укуса пчел боялись больше, чем ворожеи. А она почему-то всегда сидела у окна и сверлила всех проходящих взглядом. Чтобы колдунья не заколдовала, нужно, проходя мимо нее, держать в кармане кукиш. Мальчишкой я делал так всегда, хотя, честно говоря, так и не узнал, какое зло и кому конкретно сделала эта колдунья. Более того, вторая «злая» колдунья на моей памяти тоже никому зла не делала. С внуками обеих колдуний мы дружили, правда, внук той, что жила рядом, подорвался на немецкой мине в лесу. Не уберегла колдовская сила.

Говорят, что от колдовства можно уберечься, если в разговоре с колдуном, говорить невпопад: он об одном, а ты совсем о другом. И еще говорят, что колдуны очень любят околдовывать свежих, незнакомых людей. Мой отец, впервые после женитьбы приехав в деревню к матери на отпуск, у колодца встретил соседку-колдунью. Его уже предупредили о ее «черной» сущности, и когда бабка стала расспрашивать о том, кто он, да где работает, отец, глядя в небо, говорил о погоде и «прекрасных здешних местах». В результате этого разговора бабка-колдунья, встретившись с моей бабушкой, «сообщила» ей, что «ее зять не совсем в своем уме».

Невероятное, но очевидное

И все же проявления зла имели место. Еще до войны моя бабушка ехала в деревню из Москвы и на конечном участке пути ее попутчицей стала женщина из соседней деревне, о которой тоже ходила дурная слава. Как бабушка ни старалась отмалчиваться, та втянула ее в разговор, а на прощание похлопала по правому плечу около шеи. Ночью у бабушки начался жар и судороги, к утру стало совсем плохо. Не знали, что делать: врачей рядом нет, а фельдшер в ближайшей деревне или пьян, или на реке рыбу удит. Достали лошадь и на телеге повезли бабушку на дальний хутор - километрах в десяти. Там жил Клим, наш дальний родственник и добрый колдун-лекарь. Клим сразу сказал, что болезнь эта называется «кила» (ударение на втором слоге) - нарыв в глубине горла с правой стороны на уровне плеча. Как раз там, где похлопала бабушку попутчица. Клим добавил, что сделала это женщина, с которой бабушка ехала из Москвы. Потом он что-то пошептал и дал больной выпить какой-то настой. На обратном пути нарыв прорвался, наружу из горла вышло много черной крови, гноя и самочувствие сразу улучшилось.

Дядька Иван в Москве дважды получал паралич левой стороны тела. Когда лежал с этой болезнью второй раз, приехал Клим. Посмотрев на больного, он сказал, что это уже второй приступ, что болезнь от злых людей, и что третьего приступа дядька может не перенести. Ругался, что не сообщили об этом ему. Опять что-то шептал и уехал. Паралич отступил навсегда. Иван дожил до 83 лет, умер от сердечной недостаточности.

Изба наша в определенную пору была ветхой, покрытая соломой крыша во многих местах текла. Под струи воды во время дождя подставляли тазики и кастрюли, над кроватью в сенях сделали навес из жестяного листа. Как-то приехав в субботу в деревню, этот же Иван, забыл про навес и, ложась спать, сильно рассек о жестянку лоб. Кровь не могли остановить, и я побежал звать добрую колдунью, которая умела заговором останавливать кровь.

Бабушке было лет восемьдесят. Она пришла, опираясь на палку. Иван лежал на полу посредине избы, все родственники толпились здесь же. Кровь из раны текла неудержимо, пульсируя. Повязки меняли, но они набухали кровью. Видимо, был перебит какой-то большой кровеносный сосуд. Бабушка встала на колени, перевязала больному мизинец на левой руке ниточкой и мизинец на правой ноге - ниточкой, что-то прошептала и поднесла руку к ране на расстояние около пятнадцати сантиметров. Всем было видно, как пульсирующая и вытекающая из раны кровь после тех четырех пульсаций вдруг изменила цвет, загустела, прекратила течь и постепенно запеклась. На следующий день Иван уже не замечал раны, а через неделю приехал даже без «болячки», которая отвалилась, оставив на лбу длинный и тонкий розовый рубец. Со временем шрам стал практически незаметен.

Приколы

Мой дед Семен умел заговаривать клопов и тараканов. Он зарабатывал на этом деньги не только в деревне, но и после приезда на постоянное жительство в Москву в начале прошлого века. После его «причитаний» эти неприятные насекомые покидали жилище насовсем или собирались в одном, указанном им месте, где он их уничтожал. В Москве, правда, дед стеснялся это делать, потому что носил в кармане партийный билет.

Родители рассказывали, что Клим однажды сделал доброе дело одной из деревенских женщин, которая имела очень много ухажеров и каждый год рожала детей. Несколько детей умерло, другие росли, и их нужно было кормить. С противозачаточными средствами в те времена, видимо, было плохо. Женщина попросила Клима сделать так, чтобы больше не беременеть. Тот поколдовал над ней в критические дни, и с тех пор у женщины не было ни одного ребенка, а ухажеров стало еще больше. Просили его об этом и другие женщины, но он всем отказал, считая, что и одним разом совершил большой грех - не дал появиться на свет многим людям.

Жуткая байка

Отец в молодости, когда родители уже жили в Москве, ездил на лето в свою деревню под Рязань. Это было еще до войны. В августе мальчишки воровали яблоки. Для этого ходили в соседнюю деревню. Однажды ночью, около полуночи, отец с приятелем уже набрав почти целый мешок яблок в саду каких-то зажиточных хозяев, услышали скрип двери и замерли. В сад вышла красивая, молодая женщина в нижней белой рубахе до пят и прошла на скотный двор, оставив дверь скотника настежь открытой. Подошла к корове, села на низкий табурет, подставила ведро и стала доить корову. Отцу и его приятелю показалось странным, что корову доят в такую позднюю пору. Они ждали, пока хозяйка закончит свои дела и уйдет в дом, чтобы окончательно наполнить мешок яблоками и уйти. Женщина дернула за коровьи сиськи всего несколько раз, поднялась и с ведром вышла в сад. Полная луна ярко освещала ее красивое лицо и длинные распущенные черные волосы. От отца и его приятеля до женщины было всего несколько метров. Женщина омыла свое лицо молоком, потом встала на четвереньки и, вдруг подняв лицо к луне, истошно завыла по-волчьи. Отец и его приятель от ужаса вылетели из сада пулей, не помня, как перелезли через забор. Вой продолжался и ему «подпевали» с разных концов деревни то ли люди, то ли собаки, то ли волки. Эта история случилась накануне Ильина Дня.

Московские темные силы

Как-то теплым сентябрьским вечером играли мы в московских дворах в казаки-разбойники. Мы с приятелем и тезкой убегали, а ватага ребят и девчонок нас ловила. Спасаясь от преследования мы забежали в один из подъездов, которые называли «черным ходом». Там обычно был полумрак, стояли ведра с мусором, внизу был пыльный и грязный подвал. Через который мы хотели перебежать в другой двор и скрыться от преследования. В подъезде была узкая, похожая на винтовую лестница с ржавыми перилами, пахло кошками.

Когда мы вбежали, и дверь за нами захлопнулась, и я, и мой приятель остолбенели. Весь подъезд от первого до четвертого этажа был освещен как новогодняя елка свечами, стоявшими на перилах через каждые полметра, пламя свечей колыхнулось от ветра с улицы перед тем, как захлопнулась дверь. Пахло топленым воском и ладаном. От страха мы выскочили на улицу и тут же были «схвачены» преследователями. Но было уже не до игры. Не входя больше в подъезд, мы позвали дворника и вошли туда вместе с ним ровно через пять-семь минут. Подъезд был мрачен, как обычно: ни свечей, ни оплавленного воска, ни приятного запаха. В нем как обычно пахло затхлым мусором и кошками. Кто был тем московским колдуном, который решил нас так напугать, мне до сих пор не ведомо.

Как спастись от напасти

Илья-пророк среди русских святых занимает одно из самых почетных мест. Народное мировоззрение наделило его грозным и решительным характером. В поверьях и легендах он предстает как непобедимый воин, мчащийся «по небу на огненной колеснице» и мечущий стрелы-молнии в убегающих бесов и демонов. Илье подчиняются грозы. Колдуны особо активны накануне Ильина Дня, поэтому в это время надо особо ограждать себя от из злых деяний.

Кроме общепринятого обычая крестить рот при зевоте, издревле установилось благочестивое правило налагать на себя крестное знамение и при всякой вспышке молнии со словами самой простой молитвы: «Свят, свят, свят». В Вологодской области крестьяне в деревнях с вечера окуривали свой дом ладаном, а все светлые предметы, вроде самовара, зеркальца и тому подобных, или закрывают полотном или же вовсе выносят из избы на том основании, что будто бы пророк Илья считает такие предметы предосудительной роскошью, неприличной в крестьянском быту. Илию умилостивляют дарами: в этот день приносят в церковь «под свято» ногу барана, пчелиного меду, пива, колосьев свежей ржи и зеленого гороху. Но по вопросу о том, что из этих предметов всего более угодно Илье, происходит разногласие. Одни стоят за пчелиный мед, другие указывают преимущество баранины. «Огненная» природа Ильи-пророка проявляется в ряде примет: «Если в Ильин день идет дождь, будет мало пожаров, если ведро - много пожаров».

Ильин день в русской народной традиции - один из самых «строгих» праздников. В этот день даже пустая работа считается великим грехом и может навлечь гнев Ильи. В народном календаре Ильин день связан с идеей обновления жизненного цикла, физического и духовного очищения, исцеления от болезней. С одной стороны - колдуны и борьба с ними, а с другой - исцеление. Это противоречие Ильина дня, возможно, объясняется тем, что этот праздник «пограничный» - между летом и осенью, возможно, борьбою добра и зла. После Ильина дня вода становится холодной и купаться уже неприятно. Заканчивается лето, и народ с отдыха постепенно отъезжает в города.



Назад Далее

В начало страницы


При любом использовании материалов сайта или их части в сети Интернет обязательна активная незакрытая для индексирования гиперссылка на www.aferizm.ru.
При воспроизведении материалов сайта в печатных изданиях обязательно указание на источник заимствования: Aferizm.ru.

Copyright © А. Захаров  2000-2017. Все права защищены. Последнее обновление: 11 февраля 2017 г.
Сайт в Сети с 21 июня 2000 года

SpyLOG Яндекс.Метрика   Openstat   HotLog