Дайджесты КримДайджест Архив "КримДайджеста"



Автомафия больше года не давала спать омским автовладельцам

Не всех членов банды удалось довести до суда

Недавно судом Советского округа Омска был вынесен приговор девяти членам организованной преступной группировки, возглавляемой так называемым цыганским бароном Василием Москаленко. Большинство членов этой банды осуждены за кражи автомобилей. Остальные обвинялись в подделке документов на ворованные машины.

"Жигули".
 

Однако не всех членов банды удалось довести до суда. Известно, что для своего "бизнеса" Москаленко использовал достаточно высокие связи...

Вот эта "девяточка", кажется, подойдет, - сказал Павел Корнев сидевшим с ним в машине Олегу и Александру. Все трое вышли из машины и стали разглядывать одиноко стоявшие у поликлиники нефтезавода "Жигули" 99-й модели. Потом Олег достал из багажника машины, на которой они прибыли, инструменты и подошел к приглянувшейся "девятке". Его подельники в это время стояли у крыльца поликлиники, чтобы вовремя предупредить товарища о приближении хозяина машины. Специальным крючком Олег отогнул резиновый уплотнитель стекла и через форточку открыл изнутри дверцу автомобиля. Забравшись в салон, он молотком и зубилом срубил замок зажигания, после чего кивком головы дал понять остальным, что дело сделано. Корнев сел за руль "девятки", перемкнул провода и рванул с места. На все про все ушло около пяти минут.

Вскоре Корнев позвонил по телефону Василию Москаленко. - Все готово, машина в гараже, - осведомил он заказчика. Василий подъехал сразу же, он был доволен. - То, что надо, - сказал он, осматривая машину. Заплатив исполнителям заказа тысячу долларов, Василий забрал ключи от гаража. - Срочно нужна еще одна тачка, - сказал он на прощание. - Завтра поедем вместе.

Свой автомобильный "бизнес" Василий Москаленко начал со знакомства с Павлом Корневым. Его Василий первым вдохновил на систематические кражи машин. В свою очередь Павел нашел Олега Чудина, который умел взламывать любые замки чуть ли не одним взмахом руки. Однако Олег не умел водить машину, поэтому в качестве извозчика Павел пригласил своего старого дружка Александра Кайгородова. Эти трое были активом преступной группы. Никто из них не имел опыта в угоне машин. Но дурное дело не хитрое: здесь главное - хорошая организация. Павлу же удавалось четко координировать действия ребят.

На следующий день, как и договаривались, Василий Москаленко подъехал к подъезду дома, где его уже ждал Павел со своими товарищами. Все вместе поехали к Скверу пионеров и остановились недалеко от здания УВД. Приглядывались. Неподалеку от них притормозила темная "девятка", из которой вышел солидный мужчина с сотовым телефоном и направился в глубь сквера. Как только он скрылся из виду, к "девятке" подошел Чудин со своими инструментами. А еще через несколько минут эта машина исчезла с места стоянки. Похитители не постеснялись совершить кражу чуть ли не под самыми окнами УВД.

Заявления об угоне автомобилей вскоре посыпались в милицию с впечатляющей частотой. Но ни разу план-перехват не принес результатов. Сколько ни проверяли на дорогах, сколько ни шерстили по дворам - найти машины, угнанные этой бандой, не удавалось. Они словно растворялись в воздухе. Почти так оно и было. Только машины не испарялись, а превращались в другие. Волшебником же у Василия служил скромный автослесарь по имени Николай. Москаленко сам научил его перебивать номера на кузове и двигателе. Работать же ему приходилось то в гаражах, то во дворах частных домов, а то и на производственных площадках.

Каждую свежеворованную машину жулики ставили в новое место. Это была одна из мер предосторожности. Разумеется, сменой номеров дело не ограничивалось. Это был, так сказать, лишь начальный этап "отмывания" машины. Чтобы продать автомобиль, его надо было снабдить документами. Об этом Москаленко позаботился еще до того, как подрядил угонщиков. Любой автовладелец знает, что подделать документы на машину весьма сложно. Если это осуществимо, то как минимум с помощью хороших связей в соответствующих органах. Доподлинно об этих связях Москаленко нам не известно. Но факт, что у Василия на руках всегда были поддельные технические паспорта.

Создать же документальную иллюзию законной сделки купли-продажи было уже проще. В этом Василию помогал - разумеется, не бесплатно - один из учредителей фирмы "АвтоКАБ", которая специализировалась на комиссионной продаже автомобилей, - Валерий Козлов. Он одновременно являлся директором "АвтоКАБа" и всегда имел на руках подлинные бланки счетов-справок и транзитные номера, которые получал в МРЭО при УВД области. (С этими документами работают все фирмы по продаже автомобилей.) Козлов сам заполнял счета - справки, внося в них фамилии, названные Василием. Сделки оформлялись, как правило, от имени несуществующих людей. В некоторых случаях продавцами выступали граждане, утерявшие паспорта. Позже такие услуги Василию оказывали другие люди из аналогичных фирм. Несколько документов собственноручно подделал один из бывших инспекторов ГАИ, который тоже потом предстал перед судом.

Таким образом, каждая ворованная машина полностью "отмывалась". Следующая процедура - получение денег за автомобиль - была для Василия самой приятной. Он продавал машины сам или через посредников. Иногда он находил покупателей в других городах России. Но большей частью - в Средней Азии.

Дело Василия было поставлено на поток. Сам он участвовал в кражах только два раза - в самом начале. Потом решил лишний раз "не пачкать руки". Он просто заказывал угонщикам конкретную модель и снабжал их машиной, на которой парни ездили по городу в поисках подходящего объекта. Как правило, они выполняли заказ уже на следующий день. Позже к ним подключились другие люди, желавшие подзаработать. Ребята с удовольствием делились деньгами с теми, кто брал на себя часть их риска.

Группировка расширялась, внутри ее вырисовывалась иерархия. Угонщики действовали организованно, роли среди них были четко распределены. Рассчитывался с ними Василий сразу же по факту получения автомобиля. Хотя однажды он все-таки надул своих "подрядчиков": просто не заплатил и все. Зато мог и щедро наградить. Иногда он выдавал в качестве оплаты "чистые" автомобили. Как говорится, хозяин - барин.

К тому времени правоохранительные органы уже поняли, что в городе действует хорошо организованная группировка угонщиков. "Волги" и "Жигули" последних годов выпуска пропадали в городе чуть ли не каждую неделю. (Москаленко заказывал именно такие модели. Видимо, из патриотических соображений.) Всюду был один и тот же почерк. Так продолжалось в течение года. Банду долго выслеживали. Наконец оперативникам удалось арестовать костяк группировки. Сначала задержали угонщиков и изготовителей фальшивых  документов. Потом попался и сам отец-вдохновитель. Василий Москаленко был задержан в Екатеринбурге 5 мая 1999 года.

Его банда за год угнала в Омске 23 автомобиля. Общая сумма ущерба - почти два миллиона рублей. Вернуть машины удалось лишь двоим потерпевшим. Остальные "Жигули" и "Волги" так и затерялись где-то на просторах Средней Азии.

По словам старшего следователя по расследованию особо важных дел следственной части при СУ УВД области Ирины Хайловой, теперь вернуть машины владельцам практически невозможно. Это несмотря на то, что и следователь, и оперативники, и эксперты проделали колоссальную работу по розыску краденых машин. В большинстве случаев им было доподлинно известно, где находятся автомобили. Сначала в административные службы соседних государств посылали официальный запрос. Но когда приезжали на место, вдруг оказывалось, что искомые машины уже сняты с учета или переписаны на других владельцев... 

Это говорит о том, что правоохранительные органы родственных стран не горели желанием оказывать помощь нашим операм. Попробуй в таких условиях найди наши автомобили в широких степях Киргизии или Казахстана. Впрочем, если бы даже наши милиционеры и нашли ворованные машины в соседних странах, забрать их оттуда и вернуть потерпевшим они все равно не смогли бы. (Во времена Союза, кстати, таких проблем не было.)

Межгосударственные законы стран СНГ таковы, что потерпевший должен сам ехать в какую-нибудь Тьмутаракань и доказывать там в суде, что это действительно его имущество. При этом лучше захватить с собой переводчика, поскольку почти во всех странах Средней Азии делопроизводство ведется на государственном языке.

Суд определил членам преступной группы разные меры наказания. Угонщики получили от двух с половиной до девяти лет лишения свободы. Сам Василий Москаленко осужден на 10 лет лишения свободы. Тем, кто подделывал документы на ворованные машины, срок мотать не придется: от отбывания наказания они освобождены по амнистии.

Между тем с вынесением приговора расследование по делу автомафии не закончено. Сейчас под прицелом правоохранительных органов находятся еще около пяти человек, имевших отношение к угону машин и подделке документов. Некоторые из них - весьма и весьма влиятельные люди. Это те самые высокие связи Москаленко. Возможно, в скором будущем их тоже удастся довести до суда. Но до сих пор они значились в деле как "не установленные следствием лица..." 

"Новое омское слово", 11 июля 2000 г. 




При любом использовании материалов сайта или их части в сети Интернет обязательна активная незакрытая для индексирования гиперссылка на www.aferizm.ru.
При воспроизведении материалов сайта в печатных изданиях обязательно указание на источник заимствования: Aferizm.ru.

Copyright © А. Захаров  2000-2018. Все права защищены. Последнее обновление: 30 мая 2018 г.
Сайт в Сети с 21 июня 2000 года

SpyLOG Яндекс.Метрика   Openstat   HotLog