Украудфандинг
Как лишаются денег доверчивые любители гаджетов
LENTA.Ру, 13 ноября
2015
В обычном магазине покупатель сразу получает товар в
обмен на деньги, в краудфандинге он вкладывается в процесс создания
товара — с тем, чтобы получить продукт через многие месяцы, а то и не
получить вовсе: ни один проект не застрахован от неудачи. Разумеется,
схема «деньги утром, а товар когда-нибудь потом», не могла не привлечь
мошенников — как крупных, подобных авторам концепции лазерной бритвы
Skarp, так и помельче. «Лента.ру» собрала самые сомнительные проекты,
которые продолжают кампании по сбору средств, несмотря на закрытие Skarp
администрацией Kickstarter.
Краудфандинг, сбор добровольных пожертвований на
реализацию тех или иных проектов, осуществляемый через специальные сайты
— стал одним из наиболее успешных направлений так называемой «новой
экономики». Годовой оборот всей отрасли составляет несколько миллиардов
долларов, а отдельные проекты могут собирать более 10 миллионов.
Evapolar
 |
«Кондиционер» Evapolar вряд ли поможет охладиться в жару
Фото: Evapolar |
Российский проект Evapolar вышел на краудфандинговую
площадку Indiegogo со слоганом «Первый в мире персональный кондиционер»
и обещанием выпустить настольное устройство, увлажняющее и охлаждающее
воздух вокруг себя.
За время кампании, окончившейся в конце октября 2015
года, проект собрал более 286 тысяч долларов. Один «персональный
кондиционер» при этом предлагался за 179 долларов. Однако получат ли
пользователи ожидаемое?
По сути, Evapolar — обычный увлажнитель воздуха с
естественным испарением, вентилятор в нем продувает воздух через
смоченный водой фильтр. Подобные увлажнители достаточно распространены —
их делают Philips, Sharp, Panasonic и другие компании, а цена начинается
от нескольких тысяч рублей.
Испарение требует достаточно много энергии: 226
килоджоулей на 100 граммов воды. Эту энергию испаритель отнимает у
проходящего через него воздуха, давая на выходе прохладную и влажную
струю. Между эффективностью охлаждения и расходом воды прямая связь: чем
больше испарили, тем сильнее охладили воздух. Испарять меньше, охлаждая
при этом больше, не позволит закон сохранения энергии.
И вот здесь к Evapolar возникают вопросы: судя по
характеристикам, средний расход воды устройства — около 100 грамм в час.
Для увлажнителя столь скромных размеров это обычный параметр; более
крупные настольные модели обеспечивают 200-300 грамм в час, а настенные
— 500-600 грамм в час. Есть еще ультразвуковые увлажнители, но их
производительность примерно такая же, поэтому и эффект будет тот же.
Обычный бытовой увлажнитель не создает сколь-нибудь заметной прохлады
вокруг себя, значит и компактному Evapolar это не под силу — законы
физики не обойти.
Справедливости ради отметим, что испарительные
кондиционеры бывают. Однако их мощность несравнима с Evapolar: даже
младшие напольные модели испаряют не меньше 1 литра воды в час, а
используемые вместо сплит-систем — до 20-30 литров. В России они не
очень распространены: такие кондиционеры эффективны лишь в очень жарком
и сухом климате.
Можно было бы предположить, что авторы Evapolar лишь
недоговаривают, стараясь подороже продать обычный увлажнитель — однако
они приводят конкретные числа, также не выдерживающие проверки школьным
учебником физики. Так, на странице проекта указана мощность охлаждения
500 ватт, сравнимая с небольшими сплит-системами; однако испарение 100
грамм воды в час соответствует примерно 68 ваттам. Это самая крупная
нестыковка, однако практически в каждом абзаце можно найти и более
мелкие.
«Лента.ру» попробовала выяснить подробности у Александра
Альхова, представляющегося директором по маркетингу Evapolar. Несмотря
на обещание ответить на все вопросы, прокомментировать вышеуказанные
расчеты и сравнения Александр не смог — и предпочел свернуть беседу.
Увы, все это практически не оставляет сомнений в том, что
«успешный российский стартап» — не более чем мошенническая схема с
умышленным обманом вкладчиков. Скорее всего, последние получат
«персональные кондиционеры» — себестоимость подобного увлажнителя не
превышает 30 долларов, так что собранной суммы хватит с лихвой. Но вот в
том, что они останутся ими довольны, есть большие сомнения.
Lumen
 |
Фонарик, работающий, по утверждению авторов, от тепла тела |
Проект «фонарика без батареек» Lumen еще не завершил сбор
средств, однако уже привлек более 146 тысяч долларов при начальном
запросе всего в 5 тысяч.
Lumen работает от тепла приложенного к нему пальца — по
утверждениям автора изобретения, термоэлемент легко развивает мощность в
45 милливатт, достаточную для питания яркого белого светодиода.
Увы, чудо вряд ли состоится. Хотя, в отличие от Evapolar,
базовых законов физики устройство напрямую не нарушает, убедиться в его
сомнительности несложно. За последние годы тема питания различной
«умной» электроники от тепла тела получила большое развитие —
опубликовано много работ, посвященных измерению реальных возможностей
термоэлектрических источников в таком применении.
Площадь контакта подушечки пальца с Lumen — около 1
квадратного сантиметра. Теоретически, с учетом теплового сопротивления
кожи, с такой площади можно получить мощность порядка 100 милливатт при
разнице температур 10 градусов Цельсия, но так как КПД термоэлемента не
превышает 5-8 процентов, речь идет максимум о 5-8 милливаттах
электрической мощности, в разы меньше необходимого.
Даже несколько милливатт — это идеальный исход, на
практике мощность подобных систем не превышает 50 микроватт на
квадратный сантиметр — в тысячу раз меньше, чем требуется фонарику.
Очевидно, что никакими красивыми корпусами и тритиевой подсветкой такой
громадный разрыв не преодолеть.
Мошенник ли автор Lumen или искренне заблуждающийся
человек, сказать трудно: с одной стороны, показанный на странице
кампании опыт с термоэлементом, по площади во много раз превосходящим
фонарик, выглядит очень наивно. С другой — хорошая визуальная проработка
и акцентирование внимания на дизайне, а не технических трудностях,
позволяют предположить, что автор может быть и не столь наивен, как
кажется.
Makerarm
 |
Универсальная роботизированная рука Makerarm |
Еще один красивый и сомнительный проект —
роботизированная рука Makerarm, способная работать и 3D-принтером, и
фрезой, и отверткой, и практически чем угодно. Отмеченный многими
изданиями, проект собрал 435 тысяч долларов вместо требующихся 350
тысяч.
Среди 340 вкладчиков вряд ли есть люди, действительно
хорошо знакомые с 3D-принтерами и фрезами. Ключевой параметр таких
устройств — жесткость конструкции. Попытка установить фрезу на
механическую часть обычного 3D-принтера с большой вероятностью
закончится неудачей: рама и ремни принтера просто не обладают
достаточной прочностью, чтобы точно вести тяжелую, вибрирующую и
вгрызающуюся в материал фрезу.
С неустойчивой конструкцией Makerarm можно быть
уверенным, что даже в режиме 3D-принтера качество реальной работы
оставит желать лучшего, а работа фрезой и вовсе окажется невозможна.
Вызывают вопросы и другие показанные в роликах и на фотографиях
применения Makerarm — правда, связанные уже не с жесткостью конструкции,
а, например, с принципом отслеживания расстояния до поверхности. Авторы
кампании привычно не дают на них ответа.
Для сравнения можно обратить внимание на другой проект
универсального станка — Formaker, авторы которого особо подчеркивают
прочность стальной рамы, обеспечивающей точную работу устройства.
AquaJar
 |
Проект AquaJar пообещал реализовать замкнутую систему в очень скромном
объеме
Фото: Aquajar |
Слоган, собравшего более 46 тысяч долларов проекта
AquaJar — «Любовная история между рыбами и растениями».
AquaJar эксплуатирует модную тему «замкнутой экосистемы»
— емкости, в которой взаимодействие рыбы и растений настроено таким
образом, что они сосуществуют вместе сколь угодно долго без постороннего
вмешательства.
На самом деле тут, скорее, жестокое обращение с
животными, нежели любовная история. Объем аквариума на фотографиях —
полтора-два литра, а минимально допустимый объем для бойцовых рыбок,
которых предполагается туда запустить — около четырех литров,
рекомендуемый — и того больше.
Наличие водорослей и растений ничуть не помогает: как
показывает практика других подобных проектов, замкнутая экосистема
требует значительно больших объемов, чем обычный аквариум. И даже при
десятках литров ее поддержание остается крайне нетривиальной задачей.
Если кто-то из вкладчиков действительно запустит рыбок в
подобную банку, ничем хорошим для них это не кончится.
Кто виноват и что делать?
Определенную роль в популяризации таких проектов играют
не столько площадки, сколько СМИ, которые часто не имеют возможности
оперативно оценить техническую сторону стартапа. Однако жертвователям не
стоит бездумно идти на поводу у желания получить хороший гаджет: теряя
пусть и некритичную для себя сумму, они спонсируют организаторов
сомнительных схем на десятки тысяч долларов, стимулируя новых
мошенников.
Олег Артамонов
Ссылки по теме:
|