Аферы Подделки Криминал Дайджесты ЛохДайджест

Главная ] КримДайджест ] ЛохДайджест ] ЧудоДайджест ]




Ремонт не поможет

Участники рынка сомневаются, что перемены в автостраховании кардинально улучшат ситуацию

Алексей Афонский. Профиль, 20 апреля 2017

Приведет ли демпинг по Каско к росту рынка. Справятся ли страховщики без повышения тарифов по ОСАГО. Как бороться с автоюристами. На вопросы «Профиля» ответили топ-менеджеры страховых компаний.

Участники рынка сомневаются, что перемены в автостраховании кардинально улучшат ситуацию
Фото: Донат Сорокин⁄ТАСС

В 2017 году рынок страхования транспортных средств ждут серьезные изменения. Одни – введение электронных полисов ОСАГО – уже случились, другие – переход на натуральное возмещение убытков – только впереди.

Каско без франшизы, но с демпингом

«Ситуация в каско не такая сложная, как в ОСАГО, поскольку это добровольный вид страхования, – говорит директор по развитию страхования компании МАКС Сергей Печников. – Те действия, которые страховщики предприняли в 2014 – 2015 годах, привели к тому, что в 2016 году убыточность в сегменте снизилась. На фоне падения продаж новых автомобилей – на 11% по сравнению с 2015 годом – это создало предпосылки для снижения тарифов, что и начало происходить со второй половины 2016 года. Вероятнее всего, эта тенденция сохранится на протяжении 2017 года».

Исполнительный вице-президент Группы «Ренессанс Страхование» Андрей Баринов считает главным трендом в индустрии персонификацию предложений. Страховые компании, по его словам, активно собирают данные о клиентах, анализируют их и, что самое главное, применяют цифровые технологии, чтобы предложить каждому пользователю уникальную услугу. «Например, семейное положение, наличие детей, их возраст, использование автомобиля в ночное время и выходные дни и многое другое напрямую влияет на стоимость полиса», – говорит Баринов.

Также он обращает внимание на популярность телематики (специального оборудования, которое устанавливается на автомобиль и анализирует стиль вождения его владельца). Многим страхователям с его помощью удается существенно сэкономить на каско. Еще один способ заплатить меньше – традиционная франшиза. По подсчетам собеседника «Профиля», за последние 10 лет к ней стали прибегать в три раза чаще: доля договоров с франшизой выросла с 20% до 60% от общего числа. «В нашем прямом канале (через интернет и колл-центр) доля полисов каско с франшизой составляет более 85%», – отмечает вице-президент «Ренессанс Страхования».

С ним не согласен главный исполнительный директор компании «Европлан» Александр Михайлов: «Активное применение франшиз, популярное у страховщиков в предыдущие годы, фактически себя исчерпало. Участники рынка связывают это с инфляцией, так как дальнейшее падение цены полиса будет угрожать прибыли страховщиков». В 2016 году рентабельность бизнеса, по его словам, выросла, но связано это в первую очередь с востребованностью не моторного, а личного страхования.

Заместитель генерального директора, главный андеррайтер компании «Энергогарант» Антон Легчилин выделяет еще одну тенденцию последнего времени – демпинг. К нему прибегают многие крупные игроки, получившие в прошлом году хорошую прибыль, в надежде переманить клиентов у конкурентов. Собеседник «Профиля» называет такую тактику «корпоративными войнами». «Очевидно, что через год это приведет опять к большой убыточности по всему рынку каско и к очередному ужесточению условий страхования», – говорит он.

Впрочем, такое противостояние все же характерно для рынка физлиц – в корпоративном секторе страховщики привыкли выстраивать отношения с клиентами на более долгосрочной основе. «Можно сказать, что эта часть рынка более адекватная и понятная», – резюмирует Легчилин.

Михайлов говорит о снижении премий по каско, которое наблюдалось последние два года, но обнадеживает участников рынка свежими прогнозами специалистов. Согласно им, в 2017 году ситуация выправится и отрасль ждет рост в 11%, а уже через год вырастет и средняя премия. Похожие настроения разделяет заместитель генерального директора по розничным видам страхования компании «Согласие» Дмитрий Кузнецов. «По итогам 2016 года рынок каско продолжал ухудшаться по сравнению с предыдущим годом, однако темп падения замедлился: если в 2015 году число заключенных договоров уменьшилось на треть, то в 2016 году – уже на 5%. Аналогичные данные по сборам равнялись 14% и 9%. Однако мы ожидаем, что уже в 2017 году он начнет расти из-за отложенного спроса на приобретение новых автомобилей, который прогнозируют производители», – говорит Кузнецов.

ОСАГО: без повышения тарифов никуда

Еще год назад президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс бил тревогу. Прибыль страховых компаний по ОСАГО за 2015 год, по его словам, составила всего 1% от выручки, причем способствовали этому большие расходы на ведение дел, «съевшие» чуть меньше половины полученных премий. Месяц назад он уже констатировал неизбежное – совокупный убыток по ОСАГО 3,6 млрд руб. за 2016 год. По данным Юргенса, страховщики продали полисов на 228 млрд, а выплатят по ним (в течение нескольких лет, пока будет действовать договор между страховой компанией и клиентом) около 231,6 млрд.

Выход и год назад, и сейчас Юргенс видит в либерализации тарифов по ОСАГО и отчасти – в долгожданном переходе на натуральную форму возмещения убытков, который произойдет в мае и дает надежду страховщикам побороть наконец так нелюбимых ими автоюристов.

«В ОСАГО ситуация остается тяжелой, – подтверждает Сергей Печников из компании МАКС. – И она только ухудшается, убыточность только растет». В отличие от Юргенса, он не связывает особых надежд с натуральным возмещением: «С учетом того, в каком виде был принят закон – с выплатой без учета износа, – он приведет к росту убыточности, если не будут пересмотрены тарифы. Чтобы сдержать убыточность, тарифы необходимо повышать минимум на 25%».

Повышение Печников считает вопросом времени и «поиска политического компромисса». Все экономические предпосылки, на его взгляд, уже давно сформировались. Однако он уверен, что решающее слово в этой ситуации должен сказать рынок – тарифообразование должно быть свободным (как и говорил Юргенс). «Существующий подход с фиксированными тарифами ОСАГО или тарифный коридор на сегодняшний день неактуальны», – считает топ-менеджер МАКС.

Начальник управления андеррайтинга в ОСАГО компании «Зетта Страхование» Татьяна Кудрявцева напоминает про повышение цен на запчасти, используемых при расчете ущерба по единой методике. За 2016 год это случалось дважды, притом, что страховых тарифов такая динамика не коснулась. Кроме того, клиенты стали чаще обращаться за возмещением вреда жизни и здоровью в результате ДТП, но тут расходы страховщиков пока находятся в пределах их ожиданий.

«Эффект от предыдущего повышения тарифов (на 40% в апреле 2015 года) исчерпал себя уже во II квартале 2016 года. Комбинированная убыточность по ОСАГО с учетом судебных выплат и расходов по итогам года в отдельных регионах перешагнула 100‑процентный рубеж, – говорит Дмитрий Кузнецов из «Согласия». – В ряде регионов, например, в Северной Осетии, отношение накладных расходов в судах к сумме основного требования превышает 220%. Страховщики работают себе в убыток».

Антон Легчилин из «Энергогаранта» добавляет, что в Москве и Санкт-Петербурге пока все хорошо, но соглашается, что большинство субъектов РФ похвастать тем же не могут. Страховщики уже давно говорят о проблемных в плане ОСАГО регионах. Из многих они даже вынуждены были уйти из-за неприлично высокой убыточности. В прошлом году власти прислушались и ввели систему «единого агента». Она позволяет страховым компаниям продавать в проблемных регионах не только свои полисы, но и полисы любого из своих коллег.

Теперь РСА активно настаивает на отмене «единого агента». Союз утверждает, что проблема нехватки полисов отпала с введением обязательных продаж их электронных версий (за первые три месяца года, по статистике РСА, на них пришлось около 10% всех заключенных договоров, а в правительстве уже подумывают о полном переходе на электронный документооборот в «автогражданке»), а крупные страховщики сейчас просто перекладывают невыгодных клиентов на более мелких. Ожидается, что со своей идеей РСА уже в конце апреля обратится в ЦБ, который регулирует страховую отрасль.

Антон Легчилин
Антон Легчилин
заместитель генерального директора, главный андеррайтер ПАО «САК «Энергогарант»

«Давайте смотреть правде в глаза. Никакого повышения тарифов до 2019 года не будет. В настоящее время существует риск того, что большинство крупнейших страховщиков РФ просто откажется от страхования ОСАГО, если с помощью нового закона об обязательном ремонте и других мероприятий не получится добиться того, чтобы выплаты страховщиков шли на ремонт поврежденных автомобилей, а не на виллы и заграничные апартаменты автоюристов и их подельников. Мошенники в большинстве регионов тесно связаны с соответствующими органами и инстанциями, которые и прикрывают, и обеспечивают их преступную деятельность. Поэтому, как только в каком-то регионе наши властные органы отправляют за решетку хотя бы одну группу таких мошенников, сразу же остальные свою работу прекращают или как минимум приостанавливают. В результате получается, что при содействии местных и федеральных властей гидру автоюризма и мошенничества можно легко придушить, а одновременно с этим сразу же – без повышения тарифов! – улучшится и ситуация с приобретением полисов в регионе. Возмещение ремонтом мало что изменит в ситуации. Автоюристы переквалифицируются в оценщиков качества ремонта с такими же судами, пенями и штрафами. Кроме того, страховщики не в состоянии отремонтировать за действующую сейчас страховую премию по ОСАГО (в среднем по стране это где-то около 5 тыс. рублей) автомашину по дилерским расценкам с применением новых запасных частей. Нельзя из овцы сделать семь больших нормальных шапок!»

 

А поймут ли клиенты

Собеседники «Профиля» надеются, что новые тарифы не отпугнут клиентов. В этом им поможет коэффициент бонус-малус (КБМ), который уже давно применяется для поощрения аккуратных водителей. Лучшие из них получают скидку до 50%. «Если произойдет переход на свободные тарифы по ОСАГО, то появятся дополнительные инструменты снижения цены для низкоубыточных клиентов. Таким образом, свободное тарифообразование окажет минимальное воздействие на безаварийных водителей. Неаккуратные водители должны будут платить, безусловно, больше», – говорит Сергей Печников из МАКС.

Антон Легчилин из «Энергогаранта» уверен, что никаких изменений подорожание ОСАГО за собой не повлечет, ведь сейчас значительная часть премий, предназначенных клиентам, уходит судам и автоюристам.

«Есть, конечно, регионы, где нет такой острой проблемы с мошенниками, а где просто не хватает немного страхового тарифа для безубыточной работы. Для таких регионов расширение тарифного коридора, а еще лучше либерализация тарифов – это спасение. В этих регионах в таком случае ситуация значительно улучшится. Страховщики перестанут закрывать свои офисы, а граждане смогут спокойно приобрести полис и получить реальную компенсацию за понесенные убытки», – говорит Легчилин.

Впрочем, понять заботы страховщиков способны далеко не все клиенты. «К сожалению, они далеки от понимания принципов актуарных расчетов страховых тарифов и по-человечески воспринимают рост цены на полис ОСАГО как дополнительное налоговое бремя, – отмечает Татьяна Кудрявцева из «Зетта Страхования». – Это формирует резко негативный информационный фон, и, конечно, любые изменения тарифов в сторону их увеличения будут восприниматься негативно».

По словам Кудрявцевой, люди видят в попытках страховых компаний объяснить принципы своей работы стремление обмануть и запугать. «Ведь намного проще по уже привычному сценарию вычесть из суммы страховых сборов сумму выплат и посчитать, что такова прибыль страховой компании. Но это не так. Страхователи упускают из внимания, например, тот факт, что выплаты по страховым договорам могут быть произведены на протяжении пяти лет, в течение которых клиент может обратиться за возмещением по страховому случаю, который произошел в период действия договора. А значит, страховщик обязан на этот период резервировать дополнительные средства», – сетует начальник управления андеррайтинга «Зетта Страхования».

Она опасается, что повышение цен подтолкнет автолюбителей к тому, чтобы вовсе не страховать свою гражданскую ответственность. Сейчас такой путь выбирает около трети водителей, и их число может увеличиться, говорит Кудрявцева.

«Натуральная» борьба с мошенниками

Еще одно нововведение, которое ждет страховщиков уже в конце месяца (поправки в Закон об ОСАГО вступят в силу 28 апреля), – переход на натуральное возмещение ущерба. Его пролоббировал РСА, утверждавший, что выгоду получат и страховые компании, и их клиенты. Первые смогут найти управу на автоюристов и вернуться в проблемные регионы, вторые – избавятся от необходимости бороться за выплаты без учета износа деталей. К тому же водители забудут о хлопотах и просто будут получать готовый автомобиль. На финальной стадии доработки документ претерпел серьезные изменения. Натуральное возмещение будет применяться только к тем договорам, которые будут заключены не раньше чем через месяц после начала работы закона (то есть начиная с июня), а не к уже действующим в проблемных регионах, как анонсировалось изначально.

Некоторые страховщики против перемен. Они соглашаются, что натуральное возмещение действительно может избавить их от судебных издержек, но зато увеличит страховые выплаты за счет того, что производить их теперь придется без учета износа. «Наши расчеты показывают, что такая ситуация потребует роста тарифов как минимум на 25%, в противном случае убыточность страховщиков будет расти. При этом прогнозировать, по какому сценарию будет развиваться ситуация с судебными расходами, пока рано. Ведь иски из плоскости споров по сумме возмещения могут перейти в плоскость споров по качеству ремонта, срокам и так далее», – говорит Сергей Печников из МАКС. Он же признает, что основной идеей перехода на натуральное возмещение была борьба с автоюристами, на которых традиционно жалуются страховые компании.

Татьяна Кудрявцева из «Зетта Страхования» также опасается, что «злоупотребление правом» в исполнении автоюристов может просто «перейти на другой уровень». А вот заместитель гендиректора «Согласия» Дмитрий Кузнецов считает, что дать отпор мошенникам все же удастся. «Они уже не смогут первыми приезжать на ДТП и вводить в заблуждение автовладельцев, обещая им выплаты в размере 50–60%, зарабатывать сверхприбыли на страховых компаниях. Конечно, мы понимаем, что и при натуральном возмещении ОСАГО они смогут найти лазейки для заработка, но надеемся, что они уже не будут такими громадными, как сейчас», – говорит он.

Сложности не для всех

Участники рынка предсказывают затяжную эпопею в сегменте ОСАГО и признают, что впереди у него непростые времена. «Инфляционные процессы и валютные колебания всегда будут приводить к необходимости периодического пересмотра тарифов и непрекращающейся дискуссии по этому поводу, – считает директор по развитию компании МАКС Сергей Печников. – Таким образом, на горизонте до трех лет ситуация в ОСАГО будет тяжелой».

Татьяна Кудрявцева из «Зетта Страхования» и вовсе дает негативный прогноз. «Все инициативы, которые сейчас принимаются, безусловно, направлены на защиту интересов потребителей. И мы считаем, что это правильно, – говорит она. – Но, к сожалению, они практически не учитывают интересов второй стороны – страхового сообщества».

Антон Легчилин из «Энергогаранта» считает, что при соблюдении трех условий – избавление от «автоюризма», изменение судебной практики и либерализация тарифов – рынок ОСАГО сможет стать привлекательным и для страховщиков, и для их клиентов. Пока же он отказывается даже называть «автогражданку» полноценным рынком: «Как можно назвать рынком ситуацию, когда страховщиков под страхом лишения лицензии заставляют продавать ОСАГО в убыточных регионах? Вот если решить три главные проблемы, то потребитель будет платить меньше, а доволен рыночной услугой будет больше, чем услугой, которую он сейчас покупает у страховщиков в большинстве регионов «из-под палки».

Перспективы в сфере каско лучше, хотя Татьяна Кудрявцева и утверждает, что не ожидает повышения маржинальности. «Страховщики на фоне ужесточения конкуренции на фоне борьбы за клиента вынуждены последовательно снижать тарифы на полное каско, чтобы не потерять клиента», – говорит она.

«Несмотря на то, что лидерам рынка удается балансировать финансовый результат, рост прибыльности «чистого каско» в долгосрочной перспективе находится под вопросом, – подтверждает главный исполнительный директор «Европлана» Александр Михайлов. – В этой связи актуальным остается расширение покрытия по каско дополнительными, более высокомаржинальными опциями и перераспределение рисков бизнеса на более рентабельные виды страхования».

«Такие проекты, как каршеринг, телематика, «короткие» полисы каско, будут активно развиваться и заставят компании иначе смотреть на модель страхования. Новое поколение клиентов формирует новые потребности, и мы должны их не только удовлетворять, но и предвосхищать», – уверен исполнительный вице-президент Группы «Ренессанс Страхование» Андрей Баринов.

Антон Легчилин и вовсе дает вполне позитивный прогноз: «Несмотря на демпинг, этот рынок живет и развивается по рыночным законам. Поэтому пусть и через тернии, но он все-таки постепенно должен развиваться и расти».

Ссылки по теме:




Назад Далее

В начало страницы

 


При любом использовании материалов сайта или их части в сети Интернет обязательна активная незакрытая для индексирования гиперссылка на www.aferizm.ru.
При воспроизведении материалов сайта в печатных изданиях обязательно указание на источник заимствования: Aferizm.ru.

Copyright © А. Захаров  2000-2017. Все права защищены. Последнее обновление: 06 ноября 2017 г.
Сайт в Сети с 21 июня 2000 года

SpyLOG Яндекс.Метрика   Openstat   HotLog